Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 28 декабря 2006 г. N Ф03-А37/06-2/4903
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от открытого акционерного общества энергетики и электрификации "М" - Мурашкин А.В. представитель по дов. N 20/40 - 986 от 25.04.06, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции ФНС России N 1 по Магаданской области на решение от 09.08.2006 по делу N А37-2077/06-14 Арбитражного суда Магаданской области, по заявлению открытого акционерного общества энергетики и электрификации "М" к Межрайонной инспекции ФНС России N 1 по Магаданской области о признании недействительным отказа в перерасчете задолженности по пени.
Резолютивная часть постановления объявлена 21 декабря 2006 года. Полный текст постановления изготовлен 28 декабря 2006 года.
В Арбитражный суд Магаданской области обратилось открытое акционерное общество энергетики и электрификации "М" (далее - Общество) с заявлением о признании недействительным письма Межрайонной инспекции ФНС России N 1 по Магаданской области N ВК-12-47/4804 от 21.06.2006 об отказе в перерасчете задолженности по пеням в Пенсионный фонд РФ по состоянию на 01.07.1999.
Решением суда от 09.08.2006 требования ОАО Э и Э "М" удовлетворены. Суд признал недействительным письмо Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Магаданской области N ВК-12-47/4804 от 21.06.2006 об отказе ОАО Э и Э "М" в перерасчете реструктуризированной задолженности по пени, превышающей по состоянию на 01.07.1999 на 191212073 руб. общую сумму недоимки по страховым взносам в Пенсионный Фонд РФ При разрешении спора суд исходил из того, что обжалуемый ненормативный акт противоречит ст. 9 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах", а также ст. 8 Федерального закона от 31.07.1998 N 147 "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации".
Суд также обязал Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 1 по Магаданской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ОАО Э и Э "М", и произвести перерасчет размера задолженности по пени в Пенсионный фонд Российской Федерации по состоянию на 01.07.1999 в части, касающейся ее уменьшения до суммы фактической недоимки, а также внести в графики реструктуризации задолженности ОАО Э и Э "М" изменения по уплате сумм пеней.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговый орган предлагает состоявшиеся по делу судебный акт отменить и принять новое решение об отказе ОАО Э и Э "М" в удовлетворении требования о перерасчете размера задолженности по пени, подлежащей уплате в Пенсионный фонд РФ в порядке реструктуризации.
В обоснование жалобы заявитель сослался на следующие обстоятельства.
По мнению налогового органа, суть требований Общества сводится к признанию недействительным решения Межрайонной инспекции ФНС России N 1 по Магаданской области N 89-Ф от 11.04.2002, так как подлежащая реструктуризации сумма задолженности по пени, размер которой оспаривает ОАО Э и Э "М", определена указанным решением.
Заявитель жалобы также считает, что отмена письма N ВК-12-47/4804 от 21.06.2006 не может повлечь за собой перерасчет пени в Пенсионный фонд РФ без изменения решения N 89-Ф от 11.04.2002 в части, касающейся определения размера пени, подлежащей уплате в порядке реструктуризации.
Также невозможно изменение решения N 89-Ф от 11.04.2002 в части, касающейся размера пени, так как Общество пропустило трехмесячный срок обращения в арбитражный суд, предусмотренный ч. 4 ст. 198 АПК РФ.
Кроме того, решение Межрайонной инспекции ФНС России N 1 по Магаданской области N 89-Ф от 11.04.2002 принято во исполнение Постановления Правительства РФ N 699 от 01.10.2001 по заявлениям ОАО Э и Э "М", в которых сумма задолженности определена на основании актов сверки налогоплательщика с отделением Пенсионного фонда РФ, в соответствии с которыми составлен график погашения задолженности, что, по мнению налогового органа, также подтверждает правомерность и обоснованность указанной в решении суммы задолженности по пене, подлежащей реструктуризации в Пенсионный фонд РФ, и, следовательно, исключает возможность изменения задолженности и графиков реструктуризации.
В заседании суда кассационной инстанции заявитель жалобы не участвовал.
Представитель ОАО Э и Э "М" доводы заявителя жалобы отклонил и просил состоявшийся по делу судебный акт оставить без изменения, так как выводы суда о применении норм материального и процессуального права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Исходя из доводов заявителя жалобы, суд кассационной инстанции проверил правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, и считает, что жалоба подлежит удовлетворению, а оспариваемый судебный акт отмене по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 699 от 01.10.2001 "О порядке и условиях проведения реструктуризации имеющейся у организаций по состоянию на 1 января 2001 г. задолженности по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, а также по пеням и штрафам, начисленным на указанную задолженность по данным учета налоговых органов на дату принятия решения о реструктуризации" и на основании заявлений ОАО энергетики и электрификации "М" Межрайонной инспекцией ФНС России N 1 по Магаданской области принято решение N 89-Ф от 11.04.2002 о реструктуризации кредиторской задолженности ОАО Э и Э "М" по страховым взносам, а также начисленным пеням и штрафам в государственные социальные внебюджетные фонды.
В соответствии с указанным решением реструктуризирована задолженность Общества перед Пенсионным фондом РФ по состоянию на 01.01.2001, в том числе недоимка по страховым взносам в сумме 170346874 руб., начисленные пени - 343941182 руб., начисленные штрафы - 53130 руб.
На основании указанного решения Межрайонной инспекцией ФНС России N 1 по Магаданской области в отношении ОАО Э и Э "М" проведена реструктуризация задолженности во все государственные социальные внебюджетные фонды с представлением Обществу права в течение пяти лет погасить задолженность по страховым взносам в полном объеме и 15 процентов задолженности по начисленным пеням и штрафам. При выполнении ОАО Э и Э "М" условий данной реструктуризации налоговый орган производит списание 85% суммы задолженности по начисленным пеням и штрафам.
Полагая, что при принятии решения N 89-Ф от 11.04.2002 налоговый орган неправомерно завысил сумму задолженности по пене в Пенсионный фонд РФ, подлежащей реструктуризации по указанному решению, ОАО энергетики и электрификации "М" 16.06.2006 направило в Межрайонную инспекцию ФНС России N 1 по Магаданской области письмо N 20/44-1521 с просьбой принять решение о перерасчете задолженности по пене в Пенсионный фонд РФ, которая по состоянию на 01.07.1999 превышает общую сумму недоимки по страховым взносам в Пенсионный Фонд РФ.
С учетом произведенного перерасчета задолженности Общество также просило внести необходимые изменения и дополнения в п. 1.1 решения Межрайонной инспекции ФНС России N 1 по Магаданской области N 89-Ф от 11.04.2002.
Письмом N ВК-12-47/4804 от 21.06.2006 Межрайонная инспекция ФНС России N 1 по Магаданской области отказала ОАО Э и Э "М" в удовлетворении заявления ввиду отсутствия оснований для изменения реструктуризированной задолженности и графиков реструктуризации.
При разрешении спора суд исходил из положения ст. 8 Федерального закона РФ от 31.07.1998 N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации", согласно которой суммы пеней, начисленные по состоянию на 01.01.1999, но не взысканные с налогоплательщиков (плательщиков сборов) к моменту введения в действие части первой Налогового кодекса РФ, взыскиваются с налогоплательщиков (плательщиков страховых сборов) в размерах, начисленных на 01.01.1999, но не более неуплаченной суммы налога (сбора).
Поскольку указанное ограничение на суммы взыскиваемой пени действует в период с 01.01.1999 до вступления в силу Федерального закона РФ N 155-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса РФ", то есть до 18.08.1999, то пени, начисленные (в данном случае - Пенсионным фондом) по состоянию на
01.01.1999, а также с 01.01.1999 по 18.08.1999, подлежат уплате в размере, не превышающем сумму недоимки по состоянию на вышеуказанные даты.
С учетом изложенных обстоятельств суд пришел к выводу, что при принятии решения N 89-Ф от 11.04.2002 налоговый орган неправомерно завысил на 64462317 руб. сумму задолженности по пени, подлежащую реструктуризации по состоянию на 01.07.1999.
Данный вывод суда является ошибочным по следующим основаниям.
Во исполнение статьи 115 Федерального закона от 22.02.1999 N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год" Правительством Российской Федерации принято постановление от 03.09.1999 N 1002 "О порядке и сроках проведения в 1999 году реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом". Данным постановлением утвержден Порядок проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом (далее - Порядок).
Федеральным законом от 27.12.2000 N 150-ФЗ действие статьи 115 продлено на 2001 год, а также установлено, что Правительство Российской Федерации обеспечивает завершение в 2001 году проведения реструктуризации задолженности организаций по налогам, сборам, начисленным пеням и штрафам. Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2001 N 410 соответствующие изменения внесены в постановление Правительства Российской Федерации от 03.09.1999 N 1002 и Порядок проведения реструктуризации.
В то же время, указанные нормативные правовые акты не предусматривают возможности внесения изменений в решение о реструктуризации кредиторской задолженности. Кроме того, решение Межрайонной инспекции ФНС России N 1 по Магаданской области N 89-Ф от 11.04.2002 принято во исполнение Постановления Правительства РФ N 699 от 01.10.2001 по заявлениям ОАО Э и Э "М", в которых сумма задолженности определена на основании актов сверки налогоплательщика с отделением Пенсионного фонда РФ.
Таким образом, суд кассационной инстанции находит, что при рассмотрении спора суд первой инстанции неправильно применил нормы материального права, что является основанием для отмены судебного акта и отказа ОАО Э и Э "М" в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 274, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 09.08.2006 по делу N А37-2077/06-14 Арбитражного суда Магаданской области отменить. В удовлетворении заявления открытому акционерному обществу энергетики и электрификации "М" отказать.
Взыскать с ОАО Э и Э "М" госпошлину в сумме 3000 руб. за рассмотрение дела в первой и кассационной инстанциях.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 28 декабря 2006 г. N Ф03-А37/06-2/4903
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании