Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 4 сентября 2007 г. N Ф03-А73/07-1/3144
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от истца: Годенюк Н.Н. - доверенность от 11.12.2006 N 874, от ответчика: Наседкина А.Л. - доверенность от 29.11.2006 N 3-13/202, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края на решение от 25.01.2007, постановление от 22.05.2007 по делу N А73-2733/2005-22/26 (АИ-1/360/07-47) Арбитражного суда Хабаровского края, по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги" к администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края о понуждении к совершению действий.
Резолютивная часть постановления объявлена 28.08.2007. Полный текст постановления изготовлен 04.09.2007.
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД", железная дорога) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края (далее - Администрация) об обязании принять в муниципальную собственность недвижимое имущество - жилой фонд.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Территориальное управление федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Хабаровскому краю (далее - Территориальное управление).
Решением от 25.07.2005, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 10.10.2006, заявленные требований удовлетворены частично. Суд обязал Администрацию принять от ОАО "РЖД" в муниципальную собственность жилой фонд в Хабаровскому крае в п. Корфовский по улицам Вокзальная, 8, 6, 4, 10, 15, Приморская, 2, 1а, 1, 7, 8, 9, 11, 13, 17, 15, Железнодорожная, 17, Владивостокская, 42а, Строительная, 22а, 22, Лазо, 8, Ленина, 1, 4, Резервуарная, 7, пер. Приморский, 14, 16, 18, 20, а п. Хехцир по улицам Лесная, 1, 3, 7, Железнодорожная, 10, Вокзальная, 7, 3, 5, в п. Воронеже по улице Пионерской, 6а. В остальной части иска отказал, поскольку часть жилого фонда, подлежащая передаче в муниципальную собственность, Администрацией уже принята.
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 24.01.2006 постановление апелляционной инстанции от 10.10.2005 в части удовлетворения требований об обязании Администрацию принять в муниципальную собственность жилой фонд в п. Воронеже по ул. Пионерской, 6а отменено, дело в этой части направлено на новое рассмотрение в апелляционную инстанцию того же суда. В остальном решение от 25.07.2005 и постановление от 10.10.2005 оставлено без изменения.
При этом кассационный суд указал, что жилой дом по адресу: п. Воронеж, ул. Пионерская, 6а, отсутствует, а также предложил апелляционной инстанции дать оценку доводам ответчика о невозможности принятия в муниципальную собственность жилой дом, поскольку в нем создано и зарегистрировано в установленном порядке товарищество собственников жилья (далее - ТСЖ).
Постановлением суда апелляционной инстанции от 10.04.2006 решение суда от 25.07.2005 изменено. ОАО "РЖД" отказано в принятии администрации в муниципальную собственность жилой фонд с. Воронежское-2 по ул. Пионерской, 6а, в связи с тем, что жильцами этого дома создано и зарегистрировано ТСЖ.
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 01.08.2006 постановление апелляционной инстанции от 10.14.2006 в части отказа ОАО "РЖД" в принятии в муниципальную собственность администрации муниципального образования Хабаровского района Хабаровского края жилой фонд с. Воронежское-2 по ул. Пионерской, 6а, отменено, поскольку апелляционная инстанция приняла постановление о правах лиц, не привлеченных к участию в деле: ТСЖ "Воронеж", квартиросъемщиков, проживающих в спорном доме, не приватизировавших свои квартиры. Решение от 25.07.2005 по этому же делу в части обязания администрацию Хабаровского муниципального района Хабаровского края принять от ОАО "Российские железные дороги" в муниципальную собственность жилой фонд в п. Воронеж по ул. Пионерской, 6а, кассационной инстанцией отменено, так как судом не исследован вопрос о том, состоялась ли передача нежилых помещений и земельного участка, на котором расположен дом и зарегистрирован ли переход права на данные объекты. Дело направлено на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
При новом рассмотрении дела суд определением от 23.10.2006 привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ТСЖ "Воронеж".
Решением от 25.01.2007 (с учетом определения от 02.04.2007), оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 22.05.2007, заявленные требования ОАО "РЖД" в части обязания Администрацию принять в собственность 38-ми квартирный дом, расположенный по адресу: Хабаровский край, село Воронеж-2, ул. Пионерская, 6 "а" удовлетворены.
Не согласившись с решением от 25.01.2007, постановлением от 22.05.2007, Администрация обратилась с кассационной жалобой, в которой просит их отменить как принятые в нарушение норм материального и процессуального права, направить дело на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
В обоснование своей правовой позиции Администрация указала на неправильный вывод суда о том, что она должна принять спорный дом, поскольку будут нарушены права граждан, которые приватизировали в нем квартиры. Считает, что суд при вынесении решения должен был руководствоваться положениями Федеральных Законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", поскольку постановление Правительства РФ от 07.03.1995 N 235 "О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность" утратило силу и поэтому не может регулировать спорные отношения. Полагает, что с органом местного самоуправления должны быть согласованы действия по безвозмездной передаче последнему государственной собственности. Кроме того, считает, что суд апелляционной инстанции необоснованно возложил на Администрацию расходы по уплате государственной пошлины за обращение с апелляционной и кассационной жалобой.
Отзывы на кассационную жалобу не представлены.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель Администрации поддержала доводы жалобы. Представитель железной дороги высказала возражения относительно этих доводов.
Извещенные надлежащим образом о месте и времени судебного заседания ТСЖ "Воронеж" и Территориальное управление, явку своих представителей в суд не обеспечили.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, с учетом доводов кассационной жалобы и выступлений в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа не установил оснований, предусмотренных ст. 288 АПК РФ, для их отмены.
Как следует из материалов дела постановлением Правительства РФ от 18.09.2003 N 585 "О создании открытого акционерного общества "Российские железные дороги" учреждено ОАО "Российские железные дороги".
Пунктом 7 указанного постановления Минимуществу РФ совместно с Министерством путей сообщения РФ и Минфином РФ поручено утвердить перечень объектов, не подлежащих приватизации в составе имущества Федерального железнодорожного транспорта, и принять решение о дальнейшем использовании таких объектов, в том числе осуществить передачу в установленном порядке объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, не подлежащих приватизации в составе имущества федерального железнодорожного транспорта, в собственность субъектов РФ или муниципальную собственность.
Во исполнение данного постановления указанные Министерства издали распоряжение от 08.04.2004 N 1499-р/110а/Т-92, утвердившее данный перечень, в который вошли объекты недвижимого имущества, а именно жилой и не жилой фонд, объекты коммунально-бытового назначения.
Приложением N 1 к этому распоряжению установлен перечень объектов жилого фонда, передаваемого в муниципальную собственность Хабаровского муниципального района.
Отказ Администрации в принятии жилого фонда в муниципальную собственность послужил основанием для обращения ОАО "РЖД" с настоящим иском в арбитражный суд.
При повторном рассмотрении дела, суды обеих инстанций установили, что порядок передачи объектов в муниципальную собственность установлен постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 N 235, в силу пункта 5 которого органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления, в государственную (муниципальную) собственность которых передаются объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности, совместно с администрациями предприятий в месячный срок с момента принятия соответствующего решения о передаче указанных объектов оформляют необходимую техническую документацию и акты приема-передачи.
Поскольку ОАО "РЖД" обратилось в Администрацию о принятии спорного объекта на основании распоряжения от 08.04.2004 N 1499-р/110а/Т-92, изданного во исполнение п. 7 постановления Правительства РФ от 18.09.2003 N 585, суд пришел к обоснованному выводу о том, что Администрация обязана в силу указанных нормативных правовых актов его принять в связи с чем правомерно удовлетворил заявленные требования в данной части.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что данный объект не подлежит принятию в муниципальную собственность, поскольку в нем имеются приватизированные квартиры, кассационная инстанция не принимает исходя из следующего.
Товарищество собственников жилья (квартир), в соответствии с положениями Жилищного кодекса не является собственником многоквартирного дома, оно имеет другие, определенные законом цели образования и деятельности.
Согласно ст. 161 Жилищного кодекса РФ, собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом, в том числе управление товариществом собственников жилья.
Как следует из материалов дела и установлено судом, спорный дом обслуживается ОАО "РЖД", население оплачивает железной дороге коммунальные платежи и плату за содержание дома. Истец не передавал ТСЖ "Воронеж" данный объект недвижимости и он в настоящее время продолжает находиться в федеральной собственности.
Таким образом, права собственников квартир при передаче жилого дома в муниципальную собственность не нарушаются, так как согласно ст. 161 Жилищного кодекса РФ, собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом.
Кассационная инстанция отклоняет довод кассационной жалобы о том, что суд неправомерно руководствовался постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 N 235, так как оно на момент обращения с данным иском в суд действовало, поэтому какого-либо согласование с муниципальным органом порядка его передачи не требовалось.
Кроме того, как правильно указано судом апелляционной инстанции, распоряжением Правительства РФ от 17.10.2002 N 1453-р "О завершении до 31 декабря 2004 г. передачи в муниципальную собственность объектов жилищно-коммунального хозяйства и социально-культурной сферы" хозяйствующим субъектам рекомендовано осуществлять передачу объектов жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы в соответствии с Положением о порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов РФ и муниципальную собственность, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 N 235.
Данное распоряжение предписывает Министерству финансов России предусмотреть при формировании проектов федерального бюджета на 2003-2007 г.г. выделение бюджетам субъектов РФ дотаций на возмещение расходов, связанных с содержанием объектов жилищно-коммунального хозяйства и социально-культурной сферы, переданных в муниципальную собственность.
Так же подлежит отклонению довод жалобы о неправильном распределении судебных расходов, так как Администрация в силу статей 53, 110 АПК РФ, ст. 333.37 НК РФ не освобождена от уплаты государственной пошлина при обращении в суд с апелляционной и кассационной жалобой в случае, когда муниципальный орган является ответчиком по делу.
Поскольку при принятии обжалуемых судебных актов судом не нарушены нормы процессуального права и нормы материального права применены правильно, основания для их отмены и удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 25.01.2007, постановление от 22.05.2007 Арбитражного суда Хабаровского края по делу N А73-2733/2005-22/26 (АИ-1/360/07-47) оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 4 сентября 2007 г. N Ф03-А73/07-1/3144
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании