Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 2 октября 2007 г. N Ф03-А59/07-1/3241
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу администрации г. Южно-Сахалинска на решение от 14.03.2007 по делу N А59-5798/06-С25 Арбитражного суда Сахалинской области, по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Городские дороги ТР-1" о признании незаконным бездействия администрации г. Южно-Сахалинска, об обязании принять постановление об отводе земельного участка, заинтересованное лицо: Департамент архитектуры, градостроительства и управления недвижимостью г. Южно-Сахалинска.
Резолютивная часть постановления от 25 сентября 2007 года. Полный текст постановления изготовлен 02 октября 2007 года.
Общество с ограниченной ответственностью "Городские дороги ТР-1" обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением о признании незаконным бездействия администрации г. Южно-Сахалинска, выразившегося в непредставлении земельного участка под строительство временной платной автостоянки для ООО "Городские дороги ТР-1"; об обязании Администрации принять постановление об отводе для заявителя земельного участка площадью 4514 кв.м для строительства в установленном порядке объекта "Временная платная автостоянка" по западной стороне ул. Ленина, в северной части производственной территории по ул. Ленина, 384-А на основании оформленного межевого дела и соответствующего акта оформленного Управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Сахалинской области.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент архитектуры, градостроительства и управления недвижимостью г. Южно-Сахалинска (далее - ДАГУН, Департамент) (определение от 11.01.2007).
Решением от 14.03.2007 требования заявителя удовлетворены; бездействие Администрации, выразившееся в непринятии решения о предоставлении земельного участка под строительство временной платной автостоянки для ООО "Городские дороги ТР-1", признано незаконным; на Администрацию возложена обязанность рассмотреть вопрос о принятии решения по поводу предоставления для ООО "Городские дороги ТР-1" земельного участка, площадью 4514 кв.м для строительства в установленном порядке объекта "Временная платная автостоянка" по западной стороне ул. Ленина, в северной части производственной территории по ул. Ленина, 384-А, на основании оформленного межевого дела и соответствующего акта оформленного Управлением Федерального агентства кадастра недвижимости по Сахалинской области.
В апелляционной инстанции законность решения суда не проверялась.
В кассационной жалобе администрация г. Южно-Сахалинска просит решение как принятое с нарушением норм материального и процессуального права отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении требований заявителя. По мнению заявителя, суд в нарушение статьи 168 АПК РФ не дал надлежащую оценку доказательствам, представленным в материалах дела; считает, что судом не учтено, что обществом не соблюден претензионный порядок обращения в Администрацию; судом не была исследована компетенция Департамента по предоставлению земельных участков, а также действия Администрации по наделению Департамента такими полномочиями; кроме этого, Администрация полагает, что суд вышел за пределы своих полномочий, удовлетворив требования не соответствующие заявленным.
Отзывы на кассационную жалобу не представлены.
Лица, участвующие в деле, извещенные в надлежащем порядке о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, участия в судебном заседании не принимали.
Проверив законность обжалуемого судебного акта, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа правовых оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, для его отмены не установил.
Как следует из установленных арбитражным судом обстоятельств дела, 26.01.2006 ООО "Городские дороги ТР-1" обратилось в ДАГУН с заявлением о предоставлении земельного участка площадью 4514 кв.м под временную платную автостоянку.
Письмом от 16.05.2006 N 2824-014/07 в предоставлении земельного участка под временную автостоянку отказано в связи с тем, что данный участок планируется использовать в интересах городского округа "Город Южно-Сахалинск".
Решением Арбитражного суда Сахалинской области от 08.12.2006 по делу N А59-3117/06-С25 по заявлению ООО "Городские дороги ТР-1" к ДАГУН г. Южно-Сахалинска признан незаконным отказ ДАГУН в предоставлении обществу в аренду земельного участка, оформленный письмом от 16.05.2006 N 2824-014/07, по мотиву превышения ДАГУН полномочий, поскольку решение о предоставлении или об отказе от предоставления земельного участка может приниматься исключительно органом местного самоуправления.
Учитывая, что заявление ООО "Городские дороги ТР-1" от 26.01.2006 о предоставлении земельного участка осталось без ответа, общество в соответствии со статьями 11, 30-32 Земельного кодекса РФ обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями к администрации г. Южно-Сахалинска.
Принимая решение об удовлетворении заявленного требования, арбитражный суд исходил из следующего.
В соответствии с требованием части 4 статьи 200 АПК РФ для удовлетворения требований о признании незаконными действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя, что, как установил арбитражный суд, имело место в данном случае.
Порядок предоставления земельных участков предусмотрен статьями 30-32 Земельного кодекса РФ.
Предоставление земельных участков в аренду для строительства осуществляется с предварительным согласованием мест размещения объектов (п. 3 ст. 30 ЗК РФ). Порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта определен пунктом 5 статьи 30 ЗК РФ и осуществляется в следующем порядке: 1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; 2) проведение работ по формированию земельного участка; 3) государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 70 настоящего Кодекса; 4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
В силу пункта 1 ст. 31 ЗК РФ выбор земельного участка и предварительное согласование места размещения объекта производится по заявлению граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка, которые обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства.
Как установлено судом, постановлением мэра г. Южно-Сахалинска от 07.12.2005 N 2220 обществу "Городские дороги ТР-1" утвержден акт о выборе земельного участка из земель поселений площадью 0,4826 га для строительства в установленном порядке объекта "Временная платная автостоянка" по ул. Ленина, в северной части производственной территории по ул. Ленина, 384-а, на основании представленных обществом материалов предварительного согласования места размещения. Пунктом 9 данного постановления мэр предписал ООО "Городские дороги ТР-1" выполнить межевание земельного участка, его кадастровый учет, оформить документы на право землепользования, получить архитектурно-планировочное задание для проектирования в установленном порядке.
В силу пункта 8 статьи 31 ЗК РФ решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет. На основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенной к нему кадастровой карты (плана) земельного участка, орган местного самоуправления в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства (п. 2 ст. 32 ЗК РФ).
Из материалов дела следует, что заявителем выполнены все требования, предписанные в постановлении Мэра N 2220. Между тем, органом местного самоуправление - Администрацией в нарушение вышеуказанных норм права не принято решение о предоставлении или об отказе в предоставлении земельного участка обществу "Городские дороги ТР-1".
При таких обстоятельствах суд первой инстанции, исследовав и оценив представленные в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи (ст. 71 АПК РФ), пришел к правильному выводу о незаконности бездействия администрации г. Владивостока, выразившегося в непринятии решения о предоставлении земельного участка под строительство временной платной автостоянки для ООО "Городские дороги ТР-1", и нарушении данным бездействием прав общества по пользованию земельным участком. В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 201 АПК РФ суд обязал Администрацию рассмотреть вопрос о принятии решения по поводу предоставления обществу земельного участка.
Доводы, изложенные заявителем в кассационной жалобе, являлись предметом исследования и оценки, не опровергают выводы суда и не могут служить основанием к отмене принятого по делу решения, поскольку направлены на переоценку установленных судом обстоятельств.
С учетом вышеизложенного правовых оснований для отмены обжалуемого решения и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 14.03.2007 Арбитражного суда Сахалинской области по делу N А59-5798/06-С25 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 2 октября 2007 г. N Ф03-А59/07-1/3241
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании