Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 3 октября 2007 г. N Ф03-А04/07-2/3606
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Свободненского транспортного прокурора на решение от 09.06.2007 по делу N А04-2571/07-1/307 Арбитражного суда Амурской области, по заявлению Свободненского транспортного прокурора к индивидуальному предпринимателю Шальневу Андрею Николаевичу о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
Резолютивная часть постановления объявлена 26 сентября 2007 года. Полный текст постановления изготовлен 3 октября 2007 года.
В судебном заседании объявлялся перерыв в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса РФ до 26.09.2007.
Свободненский транспортный прокурор (далее - прокурор) обратился в Арбитражный суд Амурской области с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Шальнева Андрея Николаевича (далее - предприниматель) к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) за осуществление погрузо-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте без лицензии.
Решением суда от 09.06.2007 в удовлетворении заявления отказано на том основании, что названная выше деятельность не является для предпринимателя основной, поэтому последнему не требуется лицензия на данный вид деятельности.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
К кассационной жалобе прокурор просит решение отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, в частности статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон о лицензировании; Федеральный закон N 128-ФЗ) и Положения о лицензировании погрузо-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 15.03.2006 N 134 (далее - Положение о лицензировании погрузо-разгрузочной деятельности). По мнению заявителя жалобы, суд неверно истолковал Федеральный закон N 128-ФЗ, который не ставит в зависимость обязанность получения лицензии, в данном случае на погрузо-разгрузочную деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте, от того, является ли этот вид деятельности для организации основным или нет. Осуществление деятельности без соответствующей лицензии является основанием для привлечения к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
Предприниматель Шальнев А.Н. в отзыве на кассационную жалобу против отмены решения суда возражает, считая его законным и обоснованным.
Прокурор и предприниматель извещены надлежаще о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако их представители участия в судебном заседании кассационной инстанции не принимали.
Проверив в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ правильность применения судом норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований к отмене решения суда исходя из следующего.
Как установлено судом, предприниматель Шальнев А.Н. осуществляет деятельность, связанную с оптовой торговлей моторным топливом, включая авиационный бензин, а также хранение и складирование нефти и продуктов ее переработки. Для обеспечения своей деятельности предприниматель на основании договора N 277 от 15.07.2002 эксплуатирует железнодорожные подъездные пути, примыкающие к 73 пути станции Завитая Забайкальской железной дороги через стрелку N 177. 28.04.2007, согласно справке начальника станции Завитая Свободненского отделения ОАО "Российские железные дороги" Забайкальской железной дороги, предприниматель Шальнев А.Н. получил и выгрузил самостоятельно на станции Завитая бензин моторный автомобильный неэтилированный, являющийся опасным грузом и относящийся к третьему классу опасности (Приложения 4.1, 4.2 Правил безопасности и порядка ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами при перевозке их по железным дорогам, утвержденных совместным приказом МПС РФ от 25.11.1996 N ЦМ-407, МЧС РФ от 31.10.1996 N 9/733/3-2).
В соответствии с пунктом 70 статьи 17 Федерального закона о лицензировании (в редакции, действующей в период возникновения спорных правоотношений) погрузо-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте подлежит лицензированию.
Между тем, предприниматель Шальнев А.Н. лицензии на указанный вид деятельности, как следует из материалов дела и не оспаривает сам предприниматель, не имеет.
Свободненский транспортный прокурор провел проверку деятельности предпринимателя Шальнева А.Н., в ходе которой выявил указанные выше факты, в связи с чем 16.05.2007 им было принято постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ - осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).
Материалы проверки направлены прокурором в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявления прокурора о привлечении предпринимателя Шальнева А.Н. к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ, арбитражный суд исходил из того, что указанный вид деятельности - погрузо-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте - не является основным для предпринимателя, поэтому последнему не требуется соответствующая лицензия.
Однако судом не учтено следующее.
Федеральный закон о лицензировании регулирует отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности в соответствии с перечнем, предусмотренным частью 1 статьи 17 данного Закона.
При этом в силу статьи 4 вышеуказанного Закона к лицензируемым отнесены виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.
Бензин моторный автомобильный неэтилированный является опасным грузом, который, согласно статье 2 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", в силу присущих ему свойств при определенных условиях при перевозке, выполнении маневровых, погрузо-разгрузочных работ и хранении может стать причиной взрыва, пожара, химического или иного вида заражения либо повреждения технических средств, устройств, оборудования и других объектов железнодорожного транспорта и третьих лиц, а также причинения вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде.
Следовательно, при осуществлении деятельности, связанной с погрузо-разгрузочными работами применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте, наличие лицензии обязательно в силу подпункта 70 статьи 17 Федерального закона о лицензировании.
Предпринимательская деятельность, связанная с осуществлением погрузо-разгрузочной деятельности с опасными грузами, имеет значительную общественную опасность при возникновении чрезвычайных ситуаций техногенного характера, поэтому лицензионными условиями осуществления данного вида деятельности, согласно Положению о лицензировании погрузо-разгрузочной деятельности, предусмотрено: наличие у соискателя лицензии (лицензиата) принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании зданий, помещений, сооружений и оборудования, необходимых для осуществления погрузочно-разгрузочной деятельности с опасными грузами; наличие в штате специализированного подразделения по ликвидации чрезвычайных ситуаций или наличие соответствующего договора со сторонними специализированными организациями; наличие в штате специализированного подразделения пожарной охраны или наличие соответствующего договора со сторонними специализированными организациями, осуществляющими деятельность в области обеспечения пожарной безопасности; наличие в местах осуществления погрузочно-разгрузочной деятельности с опасными грузами средств противопожарной защиты (пожарной сигнализации и пожаротушения), противопожарного водоснабжения, необходимых для ликвидации пожара, и содержание этих средств в работоспособном состоянии и другие.
Предприниматель Шальнев А.Н. осуществлял указанные работы с опасным грузом на железнодорожном транспорте самостоятельно и не имел соответствующих лицензий, поэтому прокурор правомерно указал на наличие оснований для привлечения последнего к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
Выводы суда в данной части являются ошибочными.
Вместе с тем, кассационная инстанция не находит оснований к отмене решения суда и удовлетворения заявления прокурора о привлечении предпринимателя Шальнева А.Н. к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ по причине пропуска срока, предусмотренного статьей 4.5 КоАП РФ, устанавливающей давность привлечения к административной ответственности.
Истечение срока давности привлечения к административной ответственности, согласно пункту 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
В соответствии со статьей 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, предприниматель Шальнев А.Н. осуществлял разгрузочные работы с опасными грузами на железнодорожном транспорте без лицензии 28.04.2007, что установлено прокурором 16.05.2007 (постановление о возбуждении дела об административном правонарушении), следовательно, на момент рассмотрения дела в суде кассационной инстанции срок давности истек, поэтому правовые основания для привлечения предпринимателя к административной ответственности и для удовлетворения заявления прокурора отсутствуют.
При таких обстоятельствах, решение суда следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 09.06.2007 Арбитражного суда Амурской области по делу N А04-2571/07-1/307 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 3 октября 2007 г. N Ф03-А04/07-2/3606
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании