Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 3 октября 2007 г. N Ф03-А51/07-2/3973
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Приморском крае - Парфенова В.А., представитель по доверенности б/н от 17.11.2006, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Приморском крае на решение от 07.06.2007 по делу N А51-130/2007 1-6 Арбитражного суда Приморского края, по заявлению открытого акционерного общества "Дальневосточное морское пароходство" к территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Приморском крае о признании незаконным и отмене постановления от 28.11.2006 N 05-06/201П.
Резолютивная часть постановления объявлена 26 сентября 2007 года. Полный текст постановления изготовлен 3 октября 2007 года.
Открытое акционерное общество "Дальневосточное морское пароходство" (далее - акционерное общество, ОАО "ДВМП") обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Приморском крае (далее - территориальное управление) от 28.11.2006 N 05-06/201П о назначении административного наказания, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 07.06.2007 заявленные требования удовлетворены на том основании, что справка о подтверждающих документах не является формой учета и отчетности по валютным операциям, поэтому ее представление ОАО "ДВМП" в уполномоченный банк с нарушением установленного законодательством о валютном регулировании срока, не образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, в связи с чем привлечение акционерного общества к административной ответственности по данной норме права является незаконным.
Не согласившись с принятым судебным решением, территориальное управление подало кассационную жалобу, поддержанную его представителем в судебном заседании, в которой просит его отменить в связи с неправильным, по мнению заявителя жалобы, применением судом норм материального права. Заявитель жалобы считает, что поскольку акционерное общество представило в уполномоченный банк справку о подтверждающих документах по валютной операции с нарушением установленного срока, в связи с чем не исполнило обязанность по соблюдению порядка и срока представления форм учета и отчетности по валютным операциям, то в его действиях имеется состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ.
Акционерное общество отзыв на кассационную жалобу не представило и участие своего представителя в судебном заседании кассационной инстанции не обеспечило, хотя надлежащим образом извещено о месте и времени рассмотрения жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав мнение представителя территориального управления, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как усматривается из материалов дела, территориальное управление провело проверку соблюдения акционерным обществом требований валютного законодательства, в ходе которой было установлено, что 02.11.2005 ОАО "ДВМП" и иностранные компании "Тяньзинь Хинганг Шипъярд Шиприпэриньг Бранч" и "Тяньзинь Шипбилдинг Традинг Co., ЛТД" заключили контракт на оказание услуг по ремонту судна, т/х "Пионер Киргизии". 16.01.2006 ОАО "ДВМП" представило в уполномоченный банк документы, подтверждающие факт оказания услуг по названному контракту, - инвойс N FA-05805 от 31.12.2005 на сумму 321188 долл. США и справку о подтверждающих документах по данному инвойсу, как полагает территориальное управление, с нарушением срока, установленного пунктом 2.4 Положения Центрального банка РФ N 258-П от 01.06.2004 "О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций" (далее - Положение ЦБ РФ N 258-П).
По данному факту территориальным управлением составлен протокол об административном правонарушении от 14.11.2006 N 05-06/201, по результатам рассмотрения которого и иных материалов дела об административном правонарушении вынесено постановление от 28.11.2006 N 05-06/201П о признании ОАО "ДВМП" виновным в совершений административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, и назначении ему административного наказания в виде наложения административного штрафа в размере четырехсот минимальных размеров оплаты труда, что составляет 40000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением территориального управления, акционерное общество оспорило его в судебном порядке.
Арбитражный суд, удовлетворяя заявленные ОАО "ДВМП" требования, правомерно исходил из следующего.
В соответствии с требованиями статьи 24 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-Ф3 "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон о валютном регулировании) резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, которые предусмотрены статьей 23 названного Закона, в том числе подтверждающие факт передачи товаров (выполнения работ, оказания услуг).
Вместе с тем частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям.
Из оспариваемого постановления следует, что акционерное общество привлечено к административной ответственности на несвоевременное представление в уполномоченный банк инвойса, подтверждающего факт оказания услуг, и справки о подтверждающих документах.
В соответствии с нормами Закона о валютном регулировании различаются институты "учет и отчетность по валютным операциям" и "документы и информация, связанные с проведением валютных операций".
Согласно пункту 2 части 3 статьи 23 названного выше Закона, Банк России устанавливает порядок представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам, как агентам валютного контроля, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций.
Указанный порядок установлен Банком России Инструкцией Банка России от 15.06.2004 N 117-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок" (далее - Инструкция N 117-И) и Положением ЦБ РФ N 258-П.
К документам и информации, связанным с проведением валютных операций, указанным в части 4 статьи 23 Закона о валютном регулировании, отнесена справка о валютной операции (пункт 10 части 4 статьи 23), которая абзацем вторым пункта 1.2 Инструкции N 117-И названа документом, подтверждающим совершение валютной операции.
К документам и информации указанного вида относятся справка о подтверждающих документах, справка о расчетах через счета за рубежом, справка о поступлении валюты Российской Федерации.
Согласно части 4 статьи 5 Закона о валютном регулировании, единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления также устанавливаются Банком России.
В настоящее время в отношении резидентов, не являющихся уполномоченными банками, а также нерезидентов формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления Банком России не установлены.
Поскольку нормативными актами Банка России такие документы, как справка о подтверждающих документах, не отнесены к категории документов, являющихся формами учета и отчетности по валютным операциям, то правовые основания для квалификации административным органом действий общества по части 6 статьи 15.25 КоАП РФ отсутствуют.
Кроме того, согласно статье 193 Гражданского кодекса Российской Федерации, если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день. В спорных правоотношениях последний день срока, установленный пунктом 2.4 Положения ЦБ РФ N 258-П для представления резидентом в уполномоченный банк подтверждающих документов, приходится на 15.01.2006 - нерабочий день (воскресенье), следовательно, днем окончания срока является 16.01.2006, когда и были представлены требуемые документы, то есть акционерным обществом указанный срок не нарушен.
Таким образом, суд правильно применил нормы материального права и удовлетворил заявленные акционерным обществом требования о признании оспариваемого постановления территориального управления о назначении ему административного наказания незаконным и отмене, в связи с чем у суда кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения жалобы.
В силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции не принимает во внимание доводы кассационной жалобы, по существу направленные на переоценку фактических обстоятельств, установленных судом первой инстанции.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение Арбитражного суда Приморского края от 07.06.2007 по делу N А51-130/2007 1-6 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 3 октября 2007 г. N Ф03-А51/07-2/3973
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании