Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 3 октября 2007 г. N Ф03-А51/07-2/4007
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу инспекции Федеральной налоговой службы по г. Находке Приморского края на решение от 18.06.2007 по делу N А51-5219/2007 20-122 Арбитражного суда Приморского края, по заявлению индивидуального предпринимателя Г.Т. к инспекции Федеральной налоговой службы по г. Находке Приморского края о признании незаконным и отмене постановления от 21.02.2006 N 109 по делу об административном правонарушении.
Резолютивная часть постановления от 26 сентября 2007 года. Полный текст постановления изготовлен 3 октября 2007 года.
Индивидуальный предприниматель Г.Т. (далее - предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления инспекции Федеральной налоговой службы по г. Находке Приморского края (далее - административный орган, инспекция) от 21.02.2006 N 109 по делу об административном правонарушении.
Решением суда от 18.06.2007 заявленные требования предпринимателя удовлетворены. Суд признал, что торговое место предпринимателя не отнесено к объекту, обеспечивающему сохранность товара, что является обязательным условием для применения контрольно-кассовой техники, следовательно, это является основанием для неприменения ККМ. Кроме того, судом установлено, что инспекцией не соблюден порядок производства по делу об административном правонарушении.
В апелляционном порядке законность решения суда не проверялась.
Не согласившись с решением суда, инспекция подала кассационную жалобу, в которой просит принятый по делу судебный акт отменить и принять по делу новый судебный акт. По мнению заявителя жалобы, торговое место, с которого предприниматель осуществляет свою деятельность, не является торговым местом, на котором разрешена торговля без применения контрольно-кассовой техники (далее - ККТ), поскольку обеспечивается показ и сохранность товара. Кроме того, порядок привлечения к административной ответственности инспекцией не нарушен, так как последней приняты все необходимые меры для уведомления ИП Г.Т. о времени и месте составления протокола.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, участия в судебном заседании не принимали.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа установил следующее.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в ходе проверки исполнения Федерального закона РФ от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - ФЗ N 54-ФЗ) в торговой точке, расположенной на территории рынка "КАНТ", по адресу: г. Находка, Находкинский проспект, 5, отдела "Молочный", принадлежащего предпринимателю, административным органом установлено, что при осуществлении денежных наличных расчетов ККТ не применяется.
Согласно акту проверки от 09.02.2006 N 92, при расчете за одну бутылку молока по цене 32,50 руб. предприниматель Г.Т. не применила ККТ.
По факту выявленного правонарушения 21.02.2006 инспекцией вынесено постановление N 5109 о привлечении предпринимателя к ответственности по статье 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 4000 рублей.
Предприниматель, не согласившись с постановлением административного органа, оспорила его в судебном порядке.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 ФЗ N 54-ФЗ все организации и индивидуальные предприниматели при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг обязаны применять контрольно-кассовую технику.
Согласно абзацу 7 пункта 3 статьи 2 ФЗ N 54-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели в силу специфики своей деятельности либо особенностей своего местонахождения могут производить наличные денежные расчеты без применения контрольно-кассовой техники при осуществлении торговли на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах, а также на других территориях, отведенных для осуществления торговли, за исключением находящихся в этих местах торговли магазинов, павильонов, киосков, палаток, автолавок, автомагазинов, автофургонов, помещений контейнерного типа и других, аналогично обустроенных и обеспечивающих показ и сохранность товара торговых мест (помещений и автотранспортных средств, в том числе прицепов и полуприцепов), открытых прилавков внутри крытых рыночных помещений при торговле непродовольственными товарами.
Исходя из смысла названной нормы Закона, применительно к данным правоотношением, торговое место должно быть обустроено аналогично магазину, киоску или павильону, поскольку обустроенность и приспособленность предполагают изолированность и обособленность торгового места от других.
Следовательно, при осуществлении торговли продовольственными товарами с открытых прилавков внутри крытых рыночных помещений предприниматели вправе не применять контрольно-кассовые машины.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что торговое место предпринимателя представляет собой стационарное открытое торговое место в общем ряду торгового зала крытого рынка, оснащенное специальным холодильным оборудованием, витриной, обеспечивающей показ товара, и прилавка. При этом один из критериев в качестве обязательного условия применения контрольно-кассовой техники - сохранность товара при осуществлении торговли предпринимателем отсутствует.
Таким образом, данное торговое место не является изолированным, а представляет открытый прилавок и не может быть отнесено к объекту, обеспечивающему сохранность товара, что является основанием, согласно абзацу 7 пункта 3 статьи 2 ФЗ N 54-ФЗ, для неприменения контрольно-кассовой машины.
На основании изложенного довод кассационной жалобы о том, что в торговой точке предпринимателя в обязательном порядке должна применяться контрольно-кассовая техника, является несостоятельным.
Правомерным признается и вывод суда о допущенных существенных процессуальных нарушениях при производстве по делу об административном правонарушении, влекущих отмену постановления административного органа.
Статьей 28.2 КоАП РФ предусмотрено, что о совершении административного правонарушения составляется протокол, в котором указываются сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, а также фактические сведения о событии административного правонарушения, месте и времени его совершения. При составлении протокола физическому лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, разъясняются права и обязанности, предоставляется возможность ознакомления с протоколом. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые к этому протоколу прилагаются.
Нарушение положений статьи 28.2 КоАП РФ является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности в силу части 2 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса РФ либо для признания незаконным и отмене оспариваемого решения административного органа.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что протокол об административном правонарушении составлен без участия предпринимателя. Уведомление о дате явки в административный орган для составления протокола лицу, привлекаемому к административной ответственности, не направлялось, а было вручено продавцу.
Несоблюдение порядка извещения свидетельствует о том, что привлечение к административной ответственности незаконно, независимо от того, совершило или нет лицо, привлекаемое к ответственности, административное правонарушение.
На основании изложенного, выводы суда первой инстанции основаны на правильном применении норм материального права, соответствуют имеющимся в деле доказательствам, решение суда отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 18.06.2007 Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-5219/2007 20-122 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 3 октября 2007 г. N Ф03-А51/07-2/4007
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании