Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 17 октября 2007 г. N Ф03-А59/07-2/3484
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Сахалинской области на решение от 11.12.2006, постановление от 03.05.2007 по делу N А59-765/06-С13 Арбитражного суда Сахалинской области, по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Т" к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Сахалинской области о возврате излишне взысканной суммы налогов.
Резолютивная часть постановления объявлена 10 октября 2007 года. Полный текст постановления изготовлен 17 октября 2007 года.
Общество с ограниченной ответственностью "Т" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Сахалинской области (далее - инспекция; налоговый орган), с учетом уточнения, о возврате излишне взысканной суммы налогов и пени, составившей 402776,21 руб.
Решением суда от 11.12.2006 заявление удовлетворено частично. Суд обязал инспекцию возвратить ООО "Т" излишне взысканные налоги и пени в сумме 367849,97 руб., а также проценты в порядке пункта 4 статьи 79 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ), составившие 69702,17 руб. В остальном заявителю отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 03.05.2007 решение суда изменено, в части взыскания процентов отменено, а требование ООО "Т" о взыскании с налогового органа процентов в сумме 78465,54 руб. оставлено без рассмотрения.
Не согласившись с решением суда и постановлением апелляционной инстанции, налоговый орган подал кассационную жалобу, в которой просит отменить данные судебные акты полностью, так как считает, что они приняты с нарушением норм материального и процессуального права. Как указывает заявитель жалобы, судом оставлено без внимания то, что суммы задолженности по налогам и пеням сложились за период 1999-2005 годы, и учтены налоговым органом на основании поданных налогоплательщиком налоговых деклараций. Наличие у общества задолженности, как полагает заявитель жалобы, подтверждается имеющимися в деле актами сверки, которым не дана правовая оценка. Что касается задолженности плательщика за 1999-2000 годы во внебюджетные фонды, то она подлежала взысканию по инкассовым поручениям самих фондов, которые представили в суд подтверждающие документы, между тем эти документы также не исследованы судом.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежаще о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако их представители в судебное заседание кассационной инстанции не прибыли.
Проверив в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ) применение судом норм материального и процессуального права, кассационная инстанция считает необходимым отменить принятые по делу судебные акты с направлением дела на новое рассмотрение.
Как следует из материалов дела, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о возврате излишне взысканных сумм налогов и пеней, составивших, по мнению налогоплательщика, 402776,21 руб.
Суд, проверяя указанное заявление, установил, что взыскание спорной суммы состоялось со счетов общества в период 2004-2005 годов на основании выставленных налоговым органом инкассовых поручений от 24.12.1999 NN 1619, 1620, от 04.02.2000 N 744, от 10.02.2000 NN 37, 38, от 03.05.2000 N 5072, от 30.10.2000 N 22356, от 05.06.2001 NN 4959, 4960, от 21.11.2001 NN 14111, 14112, от 21.03.2002 NN 1753-1755, от 20.05.2002 NN 4924-4929, от 30.05.2005 N 6420 на общую сумму 413698,66 руб.
Порядок возврата излишне взысканного налога, сбора, а также пени регламентирован статьей 79 НК РФ.
Сумма излишне взысканного налога, согласно указанной статье Налогового кодекса РФ, подлежит возврату налогоплательщику. В случае наличия у последнего недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, причитающимся тому же бюджету (внебюджетному фонду), возврат излишне взысканной суммы производится только после зачета в счет погашения недоимки (задолженности).
Решение о возврате суммы излишне взысканного налога принимается налоговым органом на основании письменного заявления налогоплательщика, с которого взыскан этот налог, в течение двух недель со дня регистрации указанного заявления, а судом - в порядке искового судопроизводства.
В случае признания факта излишнего взыскания налога, орган, рассматривающий заявление налогоплательщика, принимает решение о возврате излишне взысканных сумм налога, а также процентов на эти суммы, начисленных в порядке, предусмотренном пунктом 4 статьи 79 НК РФ. При этом, исходя из содержания данной статьи, не требуется отдельного заявления налогоплательщика о возврате начисленных на сумму излишне взысканных налогов, сборов и пеней процентов.
Между тем, суд первой инстанции, удовлетворяя требование общества и обязывая налоговый орган возвратить ООО "Т" излишне взысканные налоги и пени в сумме 367849,97 руб. и проценты в сумме 69702,17 руб., руководствовался статьей 215 АПК РФ и исходил из того, что обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на налоговый орган.
Однако предметом по данному делу является требование общества о возврате излишне взысканных сумм налогов и пеней, а не требование налогового органа о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей и санкций, порядок рассмотрения которых предусмотрен главой 26 АПК РФ, и в частности статьей 215 АПК РФ, на которые неправомерно сослался суд.
Налогоплательщик, как видно из материалов дела, указанные инкассовые поручения не оспаривал, как не оспаривал и действия налогового органа по начислению в период с 1999 года по 2005 год налогов, пеней и сборов.
Учитывая указанные обстоятельства, кассационная инстанция приходит к выводу о том, что судом заявленные по делу материальные правовые требования, с учетом положений статьи 79 НК РФ, фактически не рассмотрены и, следовательно, не проверены в полном объеме доводы лиц, участвующих в деле, и в частности налогового органа относительно имеющейся у налогоплательщика в спорный период 1999-2005 годов задолженности по налогам и сборам и во внебюджетные фонды, о проведенных по правилам статьи 79 НК РФ зачете на сумму 119895,36 руб., и частичном возврате налогов на сумму 101453,41 руб.
Апелляционной инстанцией допущенные судом первой инстанции нарушения при повторном рассмотрении не устранены.
Суд, указывая на несоответствие отдельных сумм налогов, перечисленных в требованиях, представленных налоговым органом в обоснование своей правовой позиции по делу, суммам налогов, пеней в инкассовых поручениях, в нарушение статьи 69 АПК РФ, не принял эти документы в полном объеме. Не дана правовая оценка судом имеющимся в деле актам сверки между инспекцией и налогоплательщиком, который в силу статьи 45 НК РФ обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция находит необходимым отменить решение суда первой и постановление апелляционной инстанций и направить дело на новое рассмотрение в первую инстанцию, при котором следует также разрешить вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины по кассационной жалобе.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 11.12.2006, постановление апелляционной инстанции от 03.05.2007 Арбитражного суда Сахалинской области по делу N А59-765/06-С13 отменить, дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 17 октября 2007 г. N Ф03-А59/07-2/3484
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании