Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 15 октября 2007 г. N Ф03-А51/07-1/3965
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю и краевого государственного унитарного предприятия "Примтеплоэнерго" на решение от 30.03.2007, постановление от 29.06.2007 по делу N А51-236/2007 13-15 Арбитражного суда Приморского края, по иску краевого государственного унитарного предприятия "Примтеплоэнерго" к администрации Находкинского городского округа, Минфину РФ в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю, администрации Приморского края в лице Департамента финансов администрации Приморского края о взыскании 248552 руб. 75 коп.
Резолютивная часть постановления объявлена 09 октября 2007 года. Полный текст постановления изготовлен 15 октября 2007 года.
Краевое государственное унитарное предприятие "Примтеплоэнерго" обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к администрации Находкинского городского округа, Минфину РФ в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю, администрации Приморского края в лице Департамента финансов администрации Приморского края о взыскании 248552 руб. 75 коп. расходов, связанных с предоставлением льгот по оплате коммунальных услуг гражданам, имеющим на это право на основании Закона РФ от 09.06.1993 N 5142-1 "О донорстве крови и ее компонентов".
Решением суда от 30.03.2007, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 29.06.2007, с Российской Федерации в лице Минфина РФ за счет казны РФ в пользу КГУП "Примтеплоэнерго" взыскано 28315 руб. 51 коп. В остальной части иска отказано в связи с пропуском срока исковой давности за 2003 год.
Правильность судебных актов проверяется кассационной инстанцией в порядке статей 274, 284 АПК РФ по жалобам Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю и КГУП "Примтеплоэнерго".
В обоснование своих требований Минфин РФ в лице УФК по Приморскому краю приводит доводы о том, что ст. 72 Конституции РФ социальную защиту граждан, защиту прав граждан относит к предмету совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, также в силу ст. 4 ФЗ РФ "О донорстве крови и ее компонентов" финансирование расходов должно осуществляться на основе федеральных, республиканских и местных программ, поэтому возложение обязанности по возмещению этих расходов за счет федерального бюджета, по его мнению, неправомерно.
Также, указывает на то, что истцом документально не доказан факт возникновения убытков в спорный период за предоставленные рассматриваемой категории граждан льготы.
КГУП "Примтеплоэнерго" в своей жалобе ссылается на то, что суд необоснованно отказал в иске в связи с пропуском срока исковой давности за период с января по июль 2003 года, поскольку в соответствии со ст. 12 БК РФ срок исковой давности на взыскание денежных средств, составляющих компенсацию затрат по предоставленным в 2003 году гражданам льгот, начал течь по окончании финансового года, т.е. с 01.01.2004 и истек 01.01.2007. В связи с чем, считает он, исковые требования заявлены в пределах срока исковой давности.
Представители лиц, участвующих в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте слушания жалобы, участия в заседании суда не приняли.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационных жалоб судебная коллегия Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, КГУП "Примтеплоэнерго" в 2003-2004 годах за счет собственных средств предоставило льготы по оплате коммунальных услуг гражданам в соответствии с законом РФ "О донорстве крови и ее компонентов" на основании муниципальных контрактов N 6К2 от 01.03.2003 и от 10.03.2004, заключенных между администрацией МО г. Находка и КГУП "Примтеплоэнерго".
Поскольку расходы истца, связанные с предоставлением льгот, в размере 248552,75 руб. ему не возмещены, заявлены настоящие исковые требования.
Расходы в указанном размере подтверждены списками граждан, имеющих льготу на основании Закона РФ "О донорстве крови и ее компонентов", заверенные МУЗ "Станция переливания крови", актами сверки задолженности, актами сверки списков льготников, поэтому доводы заявителя жалобы о недоказанности истцом размера понесенных убытков, отклоняются.
В соответствии со статьей 11 Закона РФ от 09.06.1993 N 5142-1 "О донорстве крови и ее компонентов" граждане, награжденные знаком "Почетный донор России", имеют право на снижение до 50 процентов размера оплаты коммунальных услуг. При этом статьей 4 названного Закона предусмотрено, что финансирование мероприятий по развитию, организации и пропаганде донорства крови и ее компонентов осуществляется на основе федеральной, республиканских, территориальных и местных программ за счет средств соответствующих бюджетов.
При рассмотрении спора арбитражный суд обоснованно, руководствуясь названным Законом, с учетом положений ФЗ "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ", исходил из того, что финансирование расходов, связанных с предоставлением льгот рассматриваемой категории граждан, должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи средств нижестоящим бюджетам.
В соответствии со статьями 130, 133, 136 Бюджетного кодекса РФ эти средства должны быть переданы из федерального бюджета в бюджет субъекта РФ в виде субвенций и субсидий.
ФЗ от 23.12.2003 N 186-ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 год" на компенсацию затрат по предоставлению всего пакета льгот, установленных Законом РФ "О донорстве крови и ее компонентов", бюджетам субъектов РФ установлены субвенции в размере 1110485,0 тыс. руб. В гом числе бюджету Приморского края на указанные цели из Фонда компенсаций федерального бюджета поступило 2444433 тыс. руб.
Вместе с тем. как установлено судом на основании отчета Департамента финансов администрации Приморского края, произведенные из бюджета Приморского края расходы по предоставлению льгот составили сумму 2841135 руб. При этом Находкинскому городскому округу на указанные цели средства не выделялись.
Поскольку обязанность по финансированию установленных названным Законом льгот, исходя из вышеперечисленных нормативных актов, возложена на Российскую Федерацию, а органы государственной власти РФ не обеспечили финансирование этих расходов, исковые требования правомерно удовлетворены за счет средств казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ.
Взыскание расходов истца по рассматриваемому Закону за счет средств федерального бюджета соответствует также Постановлению Правительства РФ N 584 от 15.08.2001 "О Программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года", согласно которому ответственность субъекта РФ за невыполнение федерального закона, влекущего дополнительные расходы для регионального бюджета, может иметь место лишь при передаче из федерального бюджета средств для компенсации таких расходов и в пределах переданных для этих целей средств.
Положения статьи 72 Конституции РФ об отнесении вопросов социальной защиты к совместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ, как и статьи 85 Бюджетного кодекса РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2005) о совместном финансировании указанных расходов не могут быть расценены как допускающие установление Российской Федерацией льгот с возложением обязанности по их финансированию на субъект Российской Федерации за счет собственных доходов последнего, в связи с чем доводы Минфина РФ, приведенные со ссылкой на указанные нормы права, несостоятельны.
Арбитражный суд Приморского края, удовлетворяя исковые требования за счет казны Российской Федерации, правомерно сослался и на Определение Конституционного Суда РФ от 09.04.2002 N 68-O, исходя из конституционно-правового смысла которого, впредь до урегулирования возникших правоотношений федеральным законом, предусматривающим распределение соответствующих расходов между бюджетами всех уровней, предоставление льгот почетным донорам должно производиться за счет средств федерального бюджета.
Указанная правовая позиция следует из положений Конституции РФ и обеспечивает реализацию прав и законных интересов граждан и организаций.
Поскольку Министерство финансов РФ не доказало, что обеспечило субъект Федерации - Приморский край - финансовыми средствами в полном объеме для реализации государственных полномочий по исполнению вышеуказанного Федерального закона, поэтому суд правомерно возместил понесенные в 2004 году истцом убытки в размере 28315 руб. 51 коп. за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ на основании статей 16, 1069 Гражданского кодекса РФ.
Кроме того, суд правильно признал пропущенным срок исковой давности в отношении требований истца о взыскании убытков за 2003 год, о применении которого заявлено Минфином РФ, и отказал в удовлетворении иска в этой части.
Однако судом неверно определен момент начала и истечения срока исковой давности по заявленному истцом требованию, который в соответствии с частью 2 статьи 200 ГК РФ, с учетом статьи 12 Бюджетного кодекса РФ, начал течь по окончании финансового года, то есть с 01.01.2004 и истек 01.01.2007. Истец обратился в арбитражный суд 04.01.2007, то есть за пределами срока исковой давности.
Вместе с тем указанный вывод суда не привел к принятию неправильного решения.
Таким образом, кассационная инстанция считает, что оснований для отмены судебных актов и удовлетворения кассационных жалоб не имеется.
Поскольку при подаче кассационной жалобы государственная пошлина не была уплачена Минфином РФ, то она подлежит взысканию в федеральный бюджет в сумме 1000 руб.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 30.03.2007 и постановление от 29.06.2007 Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-236/2007 13-15 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с казны Российской Федерации в доход федерального бюджета 1000 руб. госпошлины по кассационной жалобе.
Арбитражному суду Приморского края выдать исполнительный лист.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 15 октября 2007 г. N Ф03-А51/07-1/3965
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании