Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 22 октября 2007 г. N Ф03-А51/07-1/4165
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю на решение от 13.06.2007 по делу N А51-484/2006 7-9 Арбитражного суда Приморского края, по иску Домоуправления N 1 Владивостокской квартирно-эксплуатационной части к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю, Администрации муниципального образования Надеждинский район, Департаменту финансов Администрации Приморского края о взыскании 76374 рублей 62 копеек.
Резолютивная часть постановления объявлена 15 октября 2007 года. Полный текст постановления изготовлен 22 октября 2007 года.
Домоуправление N 1 Владивостокской квартирно-эксплуатационной части обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю, Администрации муниципального образования Надеждинский район, Департаменту финансов Администрации Приморского края о взыскании 76374 рублей 62 копеек расходов (выпадающих доходов), связанных с предоставлением в период с октября по декабрь 2004 года льгот гражданам по оплате жилищно-коммунальных услуг, подпадающих под действие ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
До рассмотрения спора по существу истец в порядке статьи 49 АПК РФ заявил об уменьшении суммы иска до 76224 рублей 62 копеек.
Решением суда от 13.06.2007 требования истца удовлетворены в заявленной сумме за счет Казны РФ в лице Минфина РФ.
Судебный акт мотивирован неисполнением Российской Федерацией в полном объеме установленных федеральным законодательством обязательств по финансированию из федерального бюджета в бюджеты субъектов Федерации средств для компенсации спорных расходов.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Законность судебного акта проверяется Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ на основании кассационной жалобы Минфина РФ, в которой он просит решение от 13.06.2007 отменить как необоснованное, вынесенное с нарушением норм материального и процессуального права, в иске к Российской Федерации истцу отказать.
В обоснование жалобы заявитель приводит доводы о том, что истец не представил суду доказательств противоправности действий Минфина РФ, являющегося органом, исполняющим бюджет.
Кроме того, Минфин РФ указывает на неправильное толкование судом нормативных актов (статьи 72 Конституции, статей 7, 85 Бюджетного кодекса РФ), регулирующих расходные полномочия Российской Федерации и субъекта РФ по предоставлению льгот гражданам по оплате коммунальных услуг и порядку их компенсации в соответствии с ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ".
Также заявитель ссылается на необоснованное включение в стоимость услуг, предъявленных к возмещению, налога на добавленную стоимость.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, свих представителей для участия в рассмотрении кассационной жалобы не направили.
Судебная коллегия кассационной инстанции, рассмотрев материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, Домоуправлением N 1 Владивостокской КЭЧ в 2004 году в соответствии со статьей 17 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и во исполнение заключенного с Администрацией МО Надеждинского района договора от 01.01.2003 инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, проживающим на территории Надеждинского района предоставлялась скидка в размере 50% на оплату коммунальных услуг.
В связи с невозмещением государственными и муниципальными органами исполнительной власти из соответствующих бюджетов истцу расходов по предоставлению льгот в сумме 76224 рубля 62 копейки на основании статьей 16, 1069 ГК РФ заявлены настоящие исковые требования.
Факт предоставления истцом льгот по оплате коммунальных услуг и топлива в спорный период гражданам в соответствии с ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" подтверждается материалами дела и не оспаривается ответчиком.
Статья 17 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусматривает предоставление льгот по оплате коммунальных услуг соответствующей категории граждан не ниже 50% в порядке, определенном Правительством РФ.
В соответствии со статьями 130, 133, 136 Бюджетного кодекса РФ средства для реализации этих льгот должны передаваться в бюджет субъекта Федерации из федерального бюджета в виде субсидий и субвенций целевым назначением.
Согласно ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 год" на возмещение льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг в соответствии с федеральным законом о внесении изменений и дополнений в Закон РФ "Об основах федеральной жилищной политики" Приморскому краю выделено 368303000 рублей.
Средства, полученные на реализацию названных выше льгот, полностью распределены по городам и районам края, из них Надеждинскому району выделено 4588000 рублей, которые в полном объеме распределены между предприятиями жилищно-коммунального хозяйства пропорционально понесенным расходам. Доказательств нецелевого использования муниципальным образованием выделенных средств не представлено.
Однако объем переданных субъектом средств не покрывает расходы предприятий от предоставления льгот, предусмотренных ФЗ "О ветеранах".
Ввиду того, что компенсация расходов истца не произведена из-за необеспеченности нижестоящего бюджета органами власти Российской Федерации Арбитражный суд Приморского края правомерно возместил истцу убытки в сумме 76224 рубля 62 копейки за счет казны Российской Федерации.
При возложении ответственности по иску на Казну РФ, суд правомерно исходил из указанных выше нормативных актов, а также из Постановления Правительства РФ N 584 от 15.08.2004 "О программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года", предусматривающего возложение на субъект РФ ответственности за невыполнение федерального закона, влекущего дополнительные расходы для регионального бюджета, только в пределах переданной федеральным бюджетом компенсации таких расходов.
Поскольку решение от 13.06.2007 принято судом в соответствии с процессуальными и материальными нормами, и всем обстоятельствам по делу дана надлежащая оценка, то оснований для отмены судебного акта и удовлетворения жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 13.06.2007 Арбитражного суда Приморского края по делу А51-484/2006 7-9 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 22 октября 2007 г. N Ф03-А51/07-1/4165
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании