Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 22 октября 2007 г. N Ф03-А51/07-1/4166
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от истца: Гребешок Е.М. - представитель по доверенности N 891 от 11.12.2006, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице УФК по Приморскому краю на решение от 30.03.2007, постановление от 05.07.2007 по делу N А51-8647/2006 13-144 Арбитражного суда Приморского края, по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги" к Департаменту финансов Администрации Приморского края, Министерству финансов РФ в лице УФК по Приморскому краю, Министерству труда и социального развития РФ, 3-е лицо Управление социальной защиты населения Администрации Приморского края, о взыскании 535968,50 руб.
Резолютивная часть постановления объявлена 15 октября 2007 года. Полный текст постановления изготовлен 22 октября 2007 года.
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к Департаменту финансов Администрации Приморского края, Министерству финансов РФ в лице УФК по Приморскому краю, Министерству труда и социального развития РФ о взыскании 18375860,00 руб., составляющих расходы по перевозке в 2004 году граждан на основании федеральных законов "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в РФ".
Определением от 19.09.2006 исковое требование о взыскании расходов в сумме 535968,50 руб., связанных с предоставлением льгот на основании Федерального закона "О ветеранах" от 12.05.1995 N 5-ФЗ (далее - Закон "О ветеранах"), выделено в отдельное производство.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено Управление социальной защиты населения Администрации Приморского края.
В порядке статьи 49 АПК РФ истец уточнил период образования задолженности: апрель - ноябрь 2003 года, ноябрь - декабрь 2004 года.
Решением от 30.03.2007, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 05.07.2007, исковое требование удовлетворено в полном объеме за счет казны Российской Федерации. В иске к остальным ответчикам отказано.
Законность принятых судебных актов проверяется федеральным арбитражным судом округа в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по кассационной жалобе Министерства финансов РФ в лице УФК по Приморскому краю.
Жалоба мотивирована нарушением судом норм материального права, регулирующих порядок финансирования из федерального источника спорных расходов.
При проверке законности принятых по настоящему делу решения и постановления установлено, что отмене либо изменению они не подлежат по следующим основаниям.
Спор возник в связи с предоставлением ОАО "РЖД" в апреле - ноябре 2003 года, ноябре - декабре 2004 года услуг по перевозке граждан, имеющих право на льготный проезд в соответствии с Законом "О ветеранах" и при исполнении государственного контракта, заключенного 02.03.2004 предприятием (ОАО "РЖД") и Администрацией Приморского края.
Исследовав обстоятельства, имевшие место после заключения сторонами указанной сделки, суд установил, что за указанный период истец предоставил льгот на сумму 535968,50 руб., что этот объем услуг подтверждается имеющимися в деле документами (реестры автоматизированной системы продажи пассажирских билетов АСУ "Экспресс", итоговые ведомости, отчеты о понесенных истцом затратах, акты сверок).
Удовлетворяя исковое требование за счет федеральной казны, суды обеих инстанций руководствовались закрепленным действующим законодательством порядком разграничения предметов ведения бюджетов всех уровней, Законом "О ветеранах", постановлением Правительства РФ от 15.08.2001 N 584 "О программе развития бюджетного федерализма в РФ на период до 2005 года", а также Федеральным законом РФ "О федеральном бюджете на 2003 год" и Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2004 год".
Законом Приморского края "О краевом бюджете на 2003 год" предусмотрены расходы на оплату ветеранам проезда пассажирским транспортом без распределения на виды (автомобильный, железнодорожный, междугородный) общей суммой 49638 тыс. руб., фактически выделено 49913 тыс. руб.
Законом Приморского края "О краевом бюджете на 2004 год" расходы на реализацию Закона "О ветеранах" в части оплаты проезда пассажирским транспортом утверждены в сумме 54194 тыс. руб., фактически выделено 54194 тыс. руб.
При этом судом правомерно установлено, что из федерального бюджета на реализацию льгот ветеранам по проезду за 2003 год выделено 8600000 руб., в 2004 году - 10196000 руб.
Указанные денежные средства в полном объеме распределены между предприятиями - поставщиками коммунальных услуг, доказательств нецелевого использования денежных средств в материалах дела не имеется, в связи с чем в иске к субъекту РФ и муниципальному образованию отказано правомерно.
ОАО "РЖД" профинансировано за 2003 год на сумму 2500000 руб., а в 2004 году - 4000000 руб.
Достоверность этих доказательств оценивалась судом без превышения полномочий, поэтому доводы заявителя о том, что истец не доказал объем оказанных льгот, признаются подлежащими отклонению.
Доводы заявителя о том, что расходы на реализацию льгот населению, предусмотренные федеральными законами, должны производиться за счет региональных бюджетов, судом первой и апелляционной инстанций отклонены законно, так как данные доводы противоречат действующему бюджетному законодательству, согласно которому обеспечение исполнения федеральных законов о льготах для населения и федерального бюджета относится к компетенции Министерства финансов РФ и соответственно ответственность за неисполнение федерального законодательства о льготах лежит на этом лице.
Данный вывод содержится в пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" от 22.06.2006 N 23, вследствие чего ссылка заявителя кассационной жалобы на необоснованность удовлетворения иска за счет средств федерального бюджета и на наличие вины главного распорядителя бюджетных средств является неосновательной.
Исходя из изложенного, кассационная инстанция считает, что оснований для отмены судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 30.03.2007, постановление от 05.07.2007 по делу N А51-8647/2006 13-144 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с Министерства финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Приморскому краю госпошлину по кассационной жалобе в сумме 1000 руб.
Арбитражному суду Приморского края выдать исполнительный лист.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 22 октября 2007 г. N Ф03-А51/07-1/4166
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании