Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 30 октября 2007 г. N Ф03-А24/07-1/4194
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от истца: О.А. Горских - начальник правового и кадрового обеспечения по доверенности от 26.03.2007 N 1, от ответчика: Л.Т. Мишина - начальник правового отдела по доверенности от 11.01.2007 N 24, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Федерального государственного учреждения "Камчатская дирекция по техническому обеспечению надзора в море" на решение от 14.03.2007, постановление от 13.06.2007 по делу N А24-6219/06-09 Арбитражного суда Камчатской области, по иску Федерального государственного учреждения "Камчатская дирекция по техническому обеспечению надзора в море" к Администрации Усть-Большерецкого муниципального района Камчатской области о взыскании 10850000 руб.
Резолютивная часть постановления объявлена 23 октября 2007 года. Полный текст постановления изготовлен 30 октября 2007 года.
Федеральное государственное учреждение "Камчатская дирекция по техническому обеспечению надзора в море" обратилось в Арбитражный суд Камчатской области с иском к Администрации Усть-Большерецкого муниципального района Камчатской области о взыскании 10850000 руб. задолженности ответчика по зачислению на лицевой счет истца согласно договору от 01.09.2005 N 20/05.
Решением от 14.03.2007, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 13.06.2007, в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ФГУ "Камчатская дирекция по техническому обеспечению надзора в море" в своей кассационной жалобе просит их отменить как принятые с неправильным применением и нарушением норм материального права и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела.
В обоснование жалобы заявитель приводит доводы о том, что договор соответствует требованиям гражданского законодательства и исходит из принципа свободы договора, установленного статьей 421 ГК РФ.
В связи с открытием лицевого счета по учету средств, полученных от предпринимательской и иной, приносящей доход деятельности, полагает, что инспекция вправе получать часть денежных средств по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде.
Представитель ФГУ "Камчатская дирекция по техническому обеспечению надзора в море" в судебном заседании кассационной инстанции поддержала доводы жалобы в полном объеме.
Представитель Администрации Усть-Большерецкого муниципального района Камчатской области выразила согласие с принятыми по делу судебными актами и просила оставить их без изменения.
Рассмотрев материалы дела, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ законность обжалуемых решения и постановления, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа не находит оснований для их отмены.
Как установлено судом, 01.09.2005 между Администрацией Усть-Большерецкого муниципального района Камчатской области (Администрация) и Камчатской специализированной морской инспекцией Министерства природных ресурсов РФ (Инспекция) заключен договор N 20/05.
В соответствии с пунктом 2.3 данного договора из объема взысканных и (или) по ее инициативе и при ее участии, в рамках административных и уголовных дел и поступивших в местный бюджет с предприятий, учреждений, организаций, граждан РФ средств по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, Администрация перечисляет 70% на лицевой счет Инспекции.
Решением от 18.04.2004 по делу N А51-9313/03 26-169 Арбитражного суда Приморского края с ОАО "Преображенская база тралового флота" в пользу Камчатской спецморинспекции МПР России взыскан ущерб в размере 179278790 руб. с зачислением в доход соответствующего бюджета.
Письмом от 20.12.2005 N 6/8 ОАО "Преображенская база тралового флота" сообщило истцу о том, что в соответствии с мировым соглашением, утвержденным определением Арбитражного суда Приморского края от 18.10.2005 и графиком погашения задолженности 15500000 руб. перечислены на счет Финансового управления Администрации Усть-Большерецкого муниципального района платежным поручением N 630 от 19.12.2005 через ЗАО "Восток Рыба".
ФГУ "Камчатская дирекция по техническому обеспечению надзора в море" в претензионном порядке обратилось к ответчику с предложением об исполнении обязательство по договору N 20/05 о перечислении 10850000 руб. на счет инспекции в срок до 03.02.2006.
Поскольку данная претензия Администрацией Усть-Большерецкого муниципального района удовлетворена не была, поэтому Инспекция обратилась с настоящим иском в арбитражный суд.
При рассмотрении спора суд исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы материального права.
Рассматривая спор с применением соответствующих норм бюджетного законодательства, суд установил, что в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 23.12.2004 N 173-ФЗ "О федеральном бюджете на 2005 год" суммы по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде (если природный объект, которому причинен вред, находится в общем пользовании), перечисляются в местные бюджеты, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации
Согласно статье 47 Бюджетного кодекса РФ неналоговые доходы частью которых являются средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам РФ, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия относятся к собственным доходам бюджетов.
В соответствии со статьей 10 Закона Камчатской области от 15.12.2004 N 232 "Об областном бюджете на 2005 год" суммы по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, перечисляются в местный бюджет в размере 100%, если иное не предусмотрено законодательством РФ.
Расходование средств бюджетов производится в установленном бюджетным законодательством порядке.
В соответствии со статьей 162 Бюджетного кодекса РФ получателями бюджетных средств являются бюджетные учреждения или иные организации, имеющие право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год.
Из материалов дела следует, что Думой Усть-Большерецкого муниципального района вопрос о выделении Камчатской спецморинспекции МПР РФ денежных средств из бюджета муниципального района в целях, связанных с охраной окружающей среды, не рассматривался и в бюджете муниципального района на 2005 год не предусматривался.
Согласно пункту 3.3 устава ФГУ "Камчатская дирекция по техническому обеспечению надзора на море" для достижения уставных целей Учреждение осуществляет свою деятельность в установленном законодательством РФ и настоящим уставом порядке за счет средств федерального бюджета.
Взыскание истцом сумм ущерба за нарушение природоохранного законодательства не относится к предпринимательской и иной приносящей доходы деятельности.
Таким образом, поскольку истцом не представлено надлежащих доказательств тому, что он является прямым получателем бюджетных средств на соответствующий год, поэтому арбитражный суд, исходя из ничтожности противоречащего действующему законодательству договора от 01.09.2005, правомерно отказал ФГУ "Камчатская дирекция по техническому обеспечению надзора на море" в удовлетворении заявленного искового требования.
Исходя из изложенного, оснований для отмены судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 14.03.2007 и постановление апелляционной инстанции от 13.06.2007 по делу N А24-6219/06-09 Арбитражного суда Камчатской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 30 октября 2007 г. N Ф03-А24/07-1/4194
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании