Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 29 октября 2007 г. N Ф03-А73/07-1/3903
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от истца: М.А. Злыгостева - специалист первой категории по доверенности от 30.11.2006 N 1.1.29/4465, от ответчика: Министерства финансов РФ: А.А. Рягузов - заместитель начальника юридического отдела по доверенности от 09.01.2007 N 27, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Администрации г. Комсомольска-на-Амуре на постановление от 14.06.2007 по делу N А73-14632/2006-30 (АИ-1/774/07-37) Арбитражного суда Хабаровского края, по иску Муниципального образования г. Комсомольск-на-Амуре в лице Администрации г. Комсомольска-на-Амуре к Министерству финансов Российской Федерации, Министерству финансов Хабаровского края о взыскании 37313935,73 руб.
Резолютивная часть постановления объявлена 22 октября 2007 года. Полный текст постановления изготовлен 29 октября 2007 года.
Муниципальное образование г. Комсомольск-на-Амуре в лице Администрации г. Комсомольска-на-Амуре обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к Министерству финансов Российской Федерации, Министерству финансов Хабаровского края о взыскании 37313935,73 руб. расходов, связанных с реализацией Закона РФ от 24.12.1992 N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики".
Решением суда от 30.03.2007 исковые требования удовлетворены в полном объеме за счет казны РФ в лице Министерства финансов РФ на основании статей 16, 1069 Гражданского кодекса РФ.
Постановлением апелляционной инстанции от 14.06.2007 решение от 30.03.2007 отменено, в удовлетворении исковых требований отказано, поскольку истец не является лицом, непосредственно оказавшим услуги по льготным ценам и который от этого понес убытки.
Обратившись в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, Администрация г. Комсомольска-на-Амуре в своей кассационной жалобе просит отменить постановление апелляционной инстанции от 14.06.2007 и принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
В обоснование жалобы заявитель приводит доводы о том, что финансирование рассматриваемых по настоящему делу льгот относится к полномочиям Российской Федерации.
Считает, что поскольку органы исполнительной власти Российской Федерации не обеспечили в полном объеме финансирование реализации Федерального закона, установившего гражданам льготы, то возникшие в связи с этим убытки истца, подлежат возмещению за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ.
Представитель Администрации г. Комсомольска-на-Амуре в судебном заседании кассационной инстанции поддержала доводы жалобы в полном объеме.
Представитель Министерства финансов РФ в судебном заседании выразил согласие я принятым по делу постановлением апелляционной инстанции от 14.06.2007 и просил оставить его без изменения.
В соответствии со статьей 163 арбитражного процессуального кодекса РФ в судебном заседании объявлялся перерыв до 22 октября 2007 года до 14-00 часов.
Рассмотрев материалы дела, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ законность обжалуемого постановления, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа считает его подлежащим отмене, исходя из следующего.
Как видно из материалов дела, в целях реализации Закона РФ от 24.12.1992 N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики" муниципальное образование г. Комсомольск-на-Амуре произвело в 2003 году за счет средств местного бюджета финансирование расходов организаций по предоставлению отдельной категории граждан субсидий для оплаты жилищно-коммунальных услуг на сумму 37314000 руб.
Виду отсутствия возмещения бюджету муниципального образования из вышестоящих бюджетов указанных расходов заявлены настоящие исковые требования.
Размер перечисленных истцом бюджетных средств предприятиям, предоставлявшим льготы по оплате коммунальных услуг в спорный период гражданам в соответствии с вышеназванным Законом РФ, подтверждается материалами дела (платежными поручениями) и не оспаривается сторонами.
Статьей 15 Федерального закона "Об основах федеральной жилищной политики" от 24.12.1992 N 4218-1 (в редакции, действовавшей в спорный период) определено, что органы государственного управления, местная администрация предоставляют гражданам субсидии, обеспечивающие оплату жилья в пределах социальной нормы площади, услуг с учетом совокупности дохода семьи, действующих льгот и бюджета. Источники финансирования указанных компенсаций (субсидий) определяются законодательством РФ.
Постановлением Правительства РФ от 02.08.1999 N 887 в целях реализации статьи 15 Закона рекомендовано органам исполнительной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления предусматривать при формировании на основе действующей бюджетной классификации расходных статей бюджетов соответствующего уровня выделение средств на компенсацию затрат, связанных с предоставлением гражданам субсидий.
Согласно статьям 38, 39, 49 ФЗ N 154-ФЗ от 28.08.1995 "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" передача органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий должна обеспечиваться материальными и финансовыми средствами и ответственность за осуществление этих полномочий они несут в пределах такого обеспечения.
В Федеральном законе "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации" от 24.06.1999 N 119-ФЗ (утратил силу с 01.01.2005) предусмотрено, что если обязательства по социальной защите населения установлены федеральными законами, то исполнение этих федеральных обязательств есть реализация полномочий Российской Федерации в области социальной защиты, и финансирование реализации этих полномочий должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи материальных ресурсов нижестоящим бюджетам.
Статьей 84 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что обеспечение реализации решений федеральных органов государственной власти, приведших к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов других уровней, финансируются исключительно из федерального бюджета.
В соответствии со статьями 130, 133, 136 Бюджетного кодекса РФ средства для реализации этих льгот должны передаваться в бюджет субъекта Федерации из федерального бюджета в виде субсидий и субвенций целевым назначением.
Постановлением Правительства РФ N 584 от 15.08.2004 "О программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года" предусмотрено, что на субъект РФ может быть возложена ответственность за невыполнение федерального закона, влекущего дополнительные расходы для регионального бюджета, только в пределах переданной федеральным бюджетом компенсации таких расходов.
Как установлено судом, в 2003 году из федерального бюджета на финансирование данных расходов Хабаровскому краю выделено 147151,500 тыс. руб. За счет средств краевого бюджета направлено соответственно 164198,3 тыс. руб. Данные средства распределены по муниципальным образованиям и направлены последними по целевому назначению.
Вместе с тем, объем переданных в спорный период из федерального бюджета и бюджета субъекта РФ денежных средств не удовлетворил потребность Хабаровского края в финансировании расходов предприятий, предоставивших гражданам жилищно-коммунальные услуги с учетом субсидий.
Доказательств нецелевого использования муниципальным образованием указанных федеральных средств Министерством финансов РФ не представлено.
С учетом изложенного, исковые требования заявлены муниципальным образованием из межбюджетных правоотношений, что не противоречит статье 133 Конституции РФ, предусматривающей право органов местного самоуправления на судебную защиту, в связи с чем выводы суда апелляционной инстанции о необоснованности требований истца неправомерны.
Таким образом, постановление от 14.06.2007 как принятое с нарушением норм материального права на основании части 2 статьи 288 АПК РФ подлежит отмене с оставлением в силе решения суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований за счет казны РФ в лице Минфина РФ.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Постановление апелляционной инстанции от 14.06.2007 по делу N А73-14632/2006-30 (АИ-1/774/07-37) Арбитражного суда Хабаровского края отменить.
Решение от 30.03.2007 по тому же делу оставить в силе.
Взыскать с Министерства финансов РФ за счет казны Российской Федерации в доход федерального бюджета 1000 руб. государственной пошлины по кассационной жалобе.
Арбитражному суду Хабаровского края выдать исполнительный лист.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 29 октября 2007 г. N Ф03-А73/07-1/3903
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании