Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 31 октября 2007 г. N Ф03-А51/07-2/4492
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от ООО "П" - Грибков Д.А., представитель по доверенности от 31.05.2007 б/н, от ИФНС России по г. Находке - Чепкасова И.Г., представитель по доверенности от 08.11.2006 N 157, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Находке на решение от 26.06.2007 по делу N А51-3311/2007 8-92 Арбитражного суда Приморского края, по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "П" к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Находке о признании недействительными решения от 05.03.2007 N 10974 и требования от 21.03 2007 N 1.
Резолютивная часть постановления объявлена 24 октября 2007 года. Полный текст постановления изготовлен 31 октября 2007 года.
Общество с ограниченной ответственностью "П" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании недействительными решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Находке (далее - налоговый орган; инспекция) от 05.03.2007 N 10974 "О привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения" и требования от 21.03.2007 N 1 об уплате налога, пени и штрафа.
Решением суда от 26.06.2007 заявленные обществом требования удовлетворены в полном объеме. Судебный акт мотивирован тем, что у налогового органа отсутствовали правовые основания для доначисления обществу к уплате за ноябрь 2006 года НДС, пени и штрафа, поскольку налоговый орган необоснованно, в нарушение подпункта 2 пункта 1 статьи 164 и пункта 9 статьи 167 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ), включил в налоговую базу при исчислении данного налога за спорный налоговый период стоимость услуг по экспедированию грузов, вывезенных в таможенном режиме экспорта, применив налоговую ставку 18 процентов. Отсюда выставление требования об уплате налога, пени и штрафа также не соответствует закону.
В апелляционном порядке дело не рассматривалось.
Не согласившись с решением суда, инспекция обратилась с кассационной жалобой, поддержанной ее представителем в судебном заседании, в которой просит его отменить ввиду неправильного применения арбитражным судом норм материального права, предлагает принять по делу новый судебный акт. По мнению заявителя жалобы, на налогоплательщиков, не представляющих в налоговый орган грузовые таможенные декларации, не распространяется 180-дневный срок сбора документов, подтверждающих обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов, и представления их в налоговый орган, поэтому, если в срок представления декларации пакет документов не собран, то оказанные услуги должны быть в соответствии с пунктом 1 статьи 167 НК РФ по моменту отгрузки обложены налогом по ставке 18 процентов. В связи с тем, что услуги по экспедированию грузов оказаны обществом в ноябре 2006, то моментом определения налоговый базы будет считаться день их оказания, поэтому налоговым органом правомерно доначислен к уплате НДС, и, соответственно, направлено требование об уплате этого налога, пени и штрафа.
Обществом в отзыве на кассационную жалобу и его представителем в судебном заседании доводы жалобы отклонены, предложено судебное решение оставить без изменения, как законное и обоснованное.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены принятого судебного акта и удовлетворения жалобы.
Как следует из установленных судом обстоятельств дела, инспекцией была проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации по НДС за ноябрь 2006 года по налоговой ставке 0 процентов, представленной обществом.
По результатам проверки налоговым органом вынесено решение от 05.03.2207 N 10974, которым обществу доначислен к уплате в бюджет НДС за ноябрь 2006 года в сумме 6338293 руб., пени за его несвоевременную неуплату в размере 170500,08 руб., а также налогоплательщик привлечен к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа в размере 1267659 руб. Требованием от 21.03.2007 N 1 обществу предложено уплатить вышеназванные суммы.
Основанием для доначисления указанной суммы налога явилось то обстоятельство, что налогоплательщиком в ноябре 2006 года оказаны услуги покупателям по погрузке и перегрузке вывозимых за пределы территории Российской Федерации экспортируемых товаров на сумму 35212740 руб., по которым в установленном порядке не представлен полный пакет документов, предусмотренный пунктом 4 статьи 165 НК РФ, что является нарушением пункта 9 статьи 165 настоящего Кодекса, Поэтому на основании пункта 1 статьи 167 НК РФ инспекцией доначислен к уплате НДС по ставке 18 процентов, так как налоговый орган посчитал, что общество занизило налогооблагаемую базу по реализации за ноябрь 2006 года на сумму 35212740 руб.
Не согласившись с названным решением и выставленным на его основе требованием налогового органа, общество обратилось в арбитражный суд, который на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств установил фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, и правомерно удовлетворил заявленные требования. При этом суд исходил из следующего.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации работ (услуг), непосредственно связанных с организацией, сопровождением, погрузкой и перегрузкой вывозимых за пределы территории Российской Федерации товаров, помещенных под таможенные режимы экспорта или свободной таможенной зоны.
Пункт 4 статьи 165 настоящего Кодекса определяет перечень документов, которые налогоплательщик обязан представить в налоговый орган для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки О процентов. При этом подпункт 3 указанной нормы права устанавливает, что таможенная декларация (ее копия) представляется в случае перемещения товаров трубопроводным транспортом или по линиям электропередачи, оказания услуг, непосредственно связанных с перевозкой (транспортировкой) товаров, помещенных под таможенный режим международного таможенного транзита, с учетом особенностей, предусмотренных подпунктом 3 пункта 1 настоящей статьи.
Согласно пункту 9 статьи 165 НК РФ документы, указанные, в том числе, в пункте 4 настоящей статьи, представляются налогоплательщиками для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов при реализации товаров (работ, услуг), указанных в подпунктах 1-3 и 8 пункта 1 статьи 164 настоящего Кодекса, в срок не позднее 180 календарных дней, считая с даты помещения товаров под таможенный режим экспорта.
Указанный порядок не распространяется на налогоплательщиков, которые в соответствии с пунктом 4 статьи 165 НК РФ не представляют в налоговые органы таможенные декларации.
Следовательно, время на сбор документов, подтверждающих применение нулевой ставки НДС при оказании услуг, не ограничено для общества как налогоплательщика 180 днями, в связи с чем момент определения налоговой базы по НДС следует устанавливать с учетом требований пункта 9 статьи 167 НК РФ, согласно которому при реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных подпунктами 1-3, 8 и 9 пункта 1 статьи 164 настоящего Кодекса, моментом определения налоговой базы по указанным товарам (работам, услугам) является последний день месяца, в котором собран полный пакет документов, предусмотренных статьей 165 настоящего Кодекса.
Из изложенного следует, что поскольку на момент представления обществом в налоговый орган налоговой декларации по НДС по налоговой ставке 0 процентов им не был собран полный пакет документов, подтверждающих применение нулевой ставки, то общество правомерно не включило в налоговую базу по НДС стоимость услуг по перевозке и экспедированию грузов в сумме 35212740 руб., то у налогового органа отсутствовали правовые основания для исчисления НДС со стоимости указанных услуг по ставке 18 процентов, что составило 6338293 руб.
Указания налогового органа в жалобе на то, что для урегулирования спорных правоотношений в обязательном порядке подлежат применению положения пункта 1 статьи 167 НК РФ, не принимаются во внимание судом кассационной инстанции, поскольку налоговым органом не учтены исключения, указанные в данной норме права, при наличии которых момент определения налоговой базы не может быть установлен как наиболее ранняя из следующих дат: день передачи работ, услуг или день их оплаты, частичной оплаты.
В связи с тем, что налоговым органом момент определения налоговой базы определен только в соответствии с пунктом 1 статьи 167 НК РФ без учета особенностей, предусмотренных пунктом 9 настоящей статьи, исходя из реализации услуг, предусмотренных подпунктом 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ, то арбитражный суд правомерно признал оспариваемые решение и требование налогового органа в части доначисления к уплате НДС в сумме 6338293 руб., пени в сумме 170500,08 руб. и штрафа в сумме 1267659 руб. недействительными, и у суда кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для отмены законно принятого судебного акта.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 26.06.2007 Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-3311/07 8-92 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 31 октября 2007 г. N Ф03-А51/07-2/4492
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании