Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 1 ноября 2007 г. N Ф03-А73/07-2/4562
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от ответчика: МИФНС России N 5 по Хабаровскому краю - Ким О.С. - старший госналогинспектор, дов. N 03-30/45 от 16.10.2007, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Хабаровскому краю на решение от 18.06.2007 по делу N А73-4054/2007-74АП Арбитражного суда Хабаровского края, по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "П" к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Хабаровскому краю об оспаривании постановлений от 03.04.2007 N 14-14/69, N 14-14/70 по делу об административном правонарушении.
Резолютивная часть постановления объявлена 25 октября 2007 года. Полный текст постановления изготовлен 01 ноября 2007 года.
Общество с ограниченной ответственностью "П" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Хабаровскому краю (далее - инспекция по налогам и сборам) о признании незаконными и отмене постановлений N 14-14/69, N 14-14/70 от 03.04.2007 о привлечении к административной ответственности в виде штрафа в размере 33000 руб., по основанию, предусмотренному статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Определением от 18.06.2007 производство по делу в части оспаривания постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Хабаровскому краю от 03.04.2007 N 14-14/70 о привлечении директора П.В. к административной ответственности по статье 14.5 КоАП РФ прекращено.
Решением суда от 18.06.2007 заявленные требования о признании незаконным постановления налогового органа N 14-14/69 от 03.04.2007 удовлетворены в полном объеме в связи с отсутствием в действиях общества признаков объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.5 КоАП РФ. Кроме того, суд указал, что налоговым органом нарушен порядок производства по делу об административном правонарушении, а именно отсутствуют доказательства надлежащего уведомления о рассмотрении дела об административном правонарушении.
В апелляционной инстанции законность и обоснованность решения суда не проверялись.
Не согласившись с решением суда, инспекция по налогам и сборам обратилась с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемый судебный акт отменить. Как указывает заявитель жалобы, пробитие кассового чека через 15 минут после приобретения товара является нарушением статей 2, 5 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении денежных расчетов и (или) с использованием платежных карт" (далее - Закон N 54-ФЗ), что влечет за собой ответственность по статье 14.5 КоАП РФ. Кроме того, налоговым органом были приняты все необходимые меры для уведомлении общества о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, однако руководитель общества или его законный представитель в инспекцию по налогам и сборам не явились.
В судебном заседании представитель налогового органа доводы, изложенные в кассационной жалобе, поддержал в полном объеме.
Общество, надлежащим образом извещенное о времени й месте рассмотрения кассационной жалобы, участия в судебном заседании не принимало. В отзыве на кассационную жалобу общество просило решение суда оставить без изменения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее, выслушав представителя лица, участвующего в деле, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа оснований для отмены обжалуемого судебного акта не установил.
Как следует из материалов дела, на основании поручения N 14-37 от 22.03.2007 инспекцией по налогам и сборам проведена проверка по вопросу соблюдения законодательства о применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением в баре-ресторане "Бизнес-центр", принадлежащем ООО "П", находящимся по адресу: п. Ванино, Линия 1-ая, 2. В ходе проверки установлено, что в 12 часов 50 минут при продаже стакана сока на сумму 25 руб. учеником бармена не был отпечатан и не выдан кассовый чек. Чек отпечатан во время снятия Z-отчета в 13 часов 05 минут. Результаты проверки отражены в акте проверки N 00025330 от 22.03.2007.
По результатам проверки 23.03.2007 составлены протоколы N 69, N 70 на основании которых и.о.начальника инспекции по налогам и сборам вынесено постановление N 14-14/69 от 03.04.2007 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 КоАП РФ, в виде взыскания штрафа в сумме 30000 рублей, постановление N 14-14/70 о привлечении директора П.В. к административной ответственности по статье 14.5 КоАП РФ в виде взыскания штрафа в размере 3000 рублей.
Не согласившись с данными постановлениями, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании их незаконными.
Арбитражный суд, удовлетворяя требование о признании постановления N 14-14/69 от 03.04.2007 незаконным и его отмене, пришел к выводу об отсутствии в действиях общества признаков объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.5 КоАП РФ и о нарушении административным органом порядка привлечения к административной ответственности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона N 54-ФЗ контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Согласно статье 5 Федерального закона N 54-ФЗ обязанностью организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих контрольно-кассовую технику, является выдача покупателям (клиентам) при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в момент оплаты отпечатанных контрольно-кассовой техникой кассовых чеков.
За невыполнение требований названного Федерального закона организациями торговли, осуществляющими реализацию товаров, выполняющими работы либо оказывающими услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, статьей 14.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность в виде наложения административного штрафа на юридических лиц от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда.
Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.5 КоАП РФ, образует продажа товаров, выполнение работ или оказание услуг без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин.
В силу пункта 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.07.2003 N 16 "О некоторых вопросах практики применения административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за неприменение контрольно-кассовых машин" под неприменением контрольно-кассовых машин следует понимать, в частности, фактическое неиспользование контрольно-кассового аппарата.
Как следует из материалов дела и установлено судом, при оказании услуги денежный расчет произведен с применением контрольно-кассовой техники в момент проверки, чек за покупку выдан на сумму 25 руб., но не в 12 часов 50 минут, а в 13 часов 05 минут.
В соответствии с пунктом 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Судом сделан правильный вывод, что налоговый орган не доказал фактическое неиспользование контрольно-кассовой машины при оказании услуги, в связи с чем общество необоснованно привлечено к административной ответственности по статье 14.5 КоАП РФ.
Далее, в части 3 статьи 25.4 КоАП РФ указано, что дело об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя или защитника. В отсутствие указанных лиц дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лиц о месте и времени рассмотрения дела, и если от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Как усматривается из материалов дела и установлено арбитражным судом, письмом от 26.03.2007 N 14-14/236 руководителю общества предлагалось явиться в инспекцию по налогам и сборам 03.04.2007 для рассмотрения дела.
Однако судом установлено, что почтовое уведомление N 6828008311/4236 вернулось в инспекцию по налогам и сборам после 04.04.2007, в то время как постановление по делу об административном правонарушении N 14-14/69 принято налоговым органом 03.04.2007.
Таким образом, на момент вынесения постановления по делу об административном правонарушении у налогового органа отсутствовали доказательства о надлежащем извещении лица, привлекаемого к административной ответственности о времени и месте рассмотрения дела.
Учитывая изложенное основания для отмены обжалуемого судебного акта отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 18.06.2007 по делу N А73-4054/2007-74АП Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 1 ноября 2007 г. N Ф03-А73/07-2/4562
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании