Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 7 ноября 2007 г. N Ф03-А51/07-1/4454
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю на решение от 26.03.2007, постановление от 05.07.2007 по делу N А51-13643/2006 32-309 Арбитражного суда Приморского края, по иску Краевого государственного унитарного предприятия "Примтеплоэнерго" в интересах филиала "Дальнегорский" к Министерству финансов Российской Федерации, Департаменту финансов Администрации Приморского края, Администрации муниципального образования "Кавалеровский район" о взыскании 11005 рублей 86 копеек.
Резолютивная часть постановления объявлена 30 октября 2007 года. Полный текст постановления изготовлен 07 ноября 2007 года.
Краевое государственное унитарное предприятие "Примтеплоэнерго" в интересах филиала "Дальнегорский" обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к Министерству финансов Российской Федерации, Департаменту финансов Администрации Приморского края, Администрации муниципального образования "Кавалеровский район" о взыскании 11005 рублей 86 копеек расходов (выпадающих доходов), связанных с предоставлением в период с октября по декабрь 2004 года льготной скидки по оплате жилищно-коммунальных услуг гражданам в соответствии с Законом РФ "О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы" от 15.01.1993 N 4301-1.
Решением суда от 26.03.2007, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 05.07.2007, исковые требования удовлетворены в полном объеме за счет казны РФ в лице Министерства финансов РФ со ссылкой на то обстоятельство, что из федерального бюджета в спорный период денежные средства на реализацию льгот отдельным категориям граждан, предусмотренных Законом РФ "О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы", не выделялись.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Министерство финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю в своей кассационной жалобе просит их отменить как принятые с неправильным применением и нарушением норм материального права и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела.
В обоснование жалобы указывает на то, что статьей 72 Конституции РФ вопросы социальной защиты населения отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, приводит доводы о том, что данные расходы финансируются за счет средств бюджетов субъектов РФ с последующей компенсацией соответствующих затрат за счет средств федерального бюджета.
Указывает, что поскольку денежные средства, предусмотренные в Фонде компенсаций на реализацию Закона РФ "О статусе Героев Советского Союза, Героев РФ и полных кавалеров ордена Славы", распределены по субъектам РФ в полном объеме, то суд необоснованно возложил на него ответственность по возмещению данных расходов.
Лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте слушания кассационной жалобы, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, отзывы на жалобу не представили.
Проверив законность обжалуемых судебных актов Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа не находит оснований для отмены принятых судебных актов, исходя из нижеследующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 25.07.2003 между КГУП "Примтеплоэнерго" и Администрацией МО Кавалеровский район заключен договор N 6 на возмещение расходов, связанных с предоставлением льгот гражданам по оплате коммунальных услуг, в соответствии с федеральными законами, в том числе с Законом РФ "О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы", по условиям которого КГУП "Примтеплоэнерго" в период с октября по декабрь 2004 года предоставляло льготу по оплате жилищно-коммунальных услуг жителям МО Кавалеровский район, подпадающим под действие Закона РФ "О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы", в результате чего понесло расходы на сумму 11005 рублей 86 копеек.
Поскольку указанные расходы не возмещены истцу государственными и муниципальными органами исполнительной власти из соответствующих бюджетов, заявлены настоящие требования об их взыскании на основании статей 16, 1069 Гражданского кодекса РФ.
Размер фактически предоставленных льготникам услуг подтвержден списками льготников, счетами-фактурами, квитанциями по оплате жилищно-коммунальных услуг.
Удовлетворяя требования истца за счет казны Российской Федерации, суд исследовал все имеющие значение для дела обстоятельства, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права.
Статьей 5 Закона Российской Федерации "О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Славы и полных кавалеров ордена Славы" N 4301-1 от 15.01.1993 установлен ряд льгот, в том числе по оплате жилищно-коммунальных услуг для лиц, указанных в Законе.
В соответствии со статьей 11 Закона РФ N 4301-1 расходы предприятий, связанные с его реализацией, возмещаются местными финансовыми органами за счет средств федерального бюджета Российской Федерации. Министерство финансов Российской Федерации Письмом от 05.10.1993 N 112 "О порядке возмещения расходов, связанных с исполнением Закона РФ "О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы" определило возмещение расходов на эти цели за счет средств местных бюджетов, поскольку при их формировании предусматривается соответствующая дотация.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2001 N 584 "О Программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года" предусмотрено, что на субъект Российской Федерации может быть возложена ответственность за невыполнение федерального закона, влекущего дополнительные расходы для регионального бюджета, только в пределах переданной федеральным бюджетом компенсации таких расходов.
В Федеральном законе "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации" от 24.06.1999 N 119-ФЗ (утратил силу с 01.01.2005) предусмотрено, что если обязательства по социальной защите населения установлены федеральными законами, то исполнение этих федеральных обязательств есть реализация полномочий Российской Федерации в области социальной защиты, и финансирование реализации этих полномочий должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи материальных ресурсов нижестоящим бюджетам.
Пунктом 4 статьи 130, статьями 133, 136 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что средства из федерального бюджета в бюджет субъекта Российской Федерации передаются в виде субвенций и субсидий. Ответственным за их предоставление установлено Министерство финансов РФ.
Судом установлено, что согласно ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 год" из Фонда компенсаций федерального бюджета бюджету Приморского края на реализацию вышеназванного Закона передано 785940 рублей субвенций, которые в полном объеме направлены субъектом РФ на указанные цели муниципальным образованиям края, в том числе Кавалеровскому району выделено 141000 рублей. Доказательств нецелевого использования средств федерального бюджета не представлено.
Вместе с тем объем финансирования из федерального бюджета не покрыл фактическую потребность субъекта РФ в средствах на компенсацию расходов предприятий, оказавших льготные услуги.
В силу пункта 2 статьи 49 ФЗ "Об общих принципах и порядке организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 28.08.1995 N 154-ФЗ органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление государственных полномочий в той мере, в какой эти полномочия обеспечены материальными и финансовыми ресурсами.
Поскольку Министерство финансов РФ не доказало, что обеспечило субъект Федерации - Приморский край финансовыми средствами в полном объеме для реализации государственных полномочий по исполнению вышеуказанного Закона РФ, а последний в свою очередь не смог обеспечить для этого финансированием муниципальный бюджет, поэтому суд правомерно возместил понесенные истцом убытки в размере 11005 рублей 86 копеек за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ на основании статей 16, 1069 Гражданского кодекса РФ, правомерно освободив от ответственности по иску казну субъект РФ - Приморский край и муниципальное образование Кавалеровский район.
С учетом изложенного оснований для отмены судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 26.03.2007, постановление от 05.07.2007 Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-13643/2006 32-309 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ государственную пошлину по кассационной жалобе в сумме 1000 рублей в доход федерального бюджета.
Арбитражному суду Приморского края выдать исполнительный лист.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 7 ноября 2007 г. N Ф03-А51/07-1/4454
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании