Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 6 ноября 2007 г. N Ф03-А73/07-1/4474
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от истца: Злыгостева М.А. - специалист первой категории по доверенности N 1.1.29/4465 от 30.11.2006, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов РФ на решение от 11.04.2007, постановление от 02.07.2007 по делу N А73-56/2007-30 (АИ-1/863/2007-4) Арбитражного суда Хабаровского края, по иску Муниципального образования г. Комсомольск-на-Амуре в лице Администрации г. Комсомольска-на-Амуре к Министерству финансов РФ, Министерству финансов Хабаровского края о взыскании 743699 рублей 97 копеек.
Резолютивная часть постановления объявлена 29 октября 2007 года. Полный текст постановления изготовлен 06 ноября 2007 года.
Муниципальное образование г. Комсомольск-на-Амуре в лице Администрации г. Комсомольска-на-Амуре обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к Министерству финансов РФ, Министерству финансов Хабаровского края о взыскании 743699 рублей 97 копеек убытков, связанных с предоставлением в 2003, 2004 годах гражданам льгот по оплате переезда к новому месту жительства из районов Крайнего Севера, в соответствии с Законом от 19.02.1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях".
Решением суда от 11.04.2007, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 02.07.2007, исковые требования удовлетворены в полном объеме за счет казны РФ в лице Министерства финансов РФ. В иске к Министерству финансов Хабаровского края отказано.
При этом суд исходил из того, что Российская Федерация в лице Министерства финансов РФ не исполнила установленные законом расходные полномочия - не обеспечила субъект РФ - Хабаровский край финансовыми средствами для реализации в полном объеме льгот, предусмотренных Законом "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях".
Законность судебных актов проверяется Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа в порядке статей 284, 286 АПК РФ на основании кассационной жалобы Минфина РФ, в которой он полагает решение и постановление отменить как необоснованные.
Жалоба мотивирована нарушением судом норм материального права, регулирующих порядок финансирования из федерального источника спорных расходов.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель истца жалобу отклонила, полагая обжалуемые судебные акты законными и обоснованными.
Представители ответчиков, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебном заседании не участвовали.
Судебная коллегия кассационной инстанции, рассмотрев материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судом норм права, не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, в период с 01.01.2003 по 31.12.2004 Муниципальное образование г. Комсомольска-на-Амуре в лице Администрации г. Комсомольска-на-Амуре осуществляло за счет средств местного бюджета компенсацию расходов, связанных с переездом на новое место жительство граждан - работников муниципальных учреждений (МОУК ДОД "Детская музыкальная школа", МУП "Трамвайное управление", МДОУ "Детский сад общеразвивающего вида N 133", Отдела социальной защиты населения Центрального округа г. Комсомольска-на-Амуре, МУП "Дом бытовых услуг"), в соответствии с ФЗ "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях".
В связи с невозмещением истцу расходов по предоставлению льгот на основании статей 16, 1069 ГК РФ заявлены настоящие исковые требования.
Объем произведенных Администрацией г. Комсомольска-на-Амуре этой категории граждан выплат сторонами не оспаривается и подтверждается предоставленными в суд отдельными списками работников бюджетных учреждений, воспользовавшихся льготой.
Удовлетворяя требования истца за счет казны Российской Федерации, суд исследовал все имеющие значение для дела обстоятельства, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права.
Так статьей 35 Закона РФ от 19.02.1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" устанавливается, что в случае переезда работника к новому месту жительства в связи с прекращением или расторжением трудового договора (контракта) по любым основаниям, за исключением увольнения за виновные действия, оплачивается стоимость проезда работник5а и членов его семьи и провоз багажа, но не свыше 5 тонн на семью.
В связи с чем источником финансирования затрат на указанные государственные гарантии в статье 4 Закона РФ N 4520-1 указан бюджет Российской Федерации.
При этом Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 19.02.1993 N 4521-1 "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" на Правительство РФ возлагалась обязанность до 01.09.1993 привести решения в соответствие с указанным Законом, разработать и принять нормативные акты, вытекающие из него. Однако данные требования на рассматриваемый период не исполнены.
В ФЗ "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации" предусмотрено, что если обязательства по социальной защите населения установлены федеральным законом, то исполнение этих обязательств есть реализация полномочий Российской Федерации в области социальной защиты и финансирование таких обязательств должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи материальных ресурсов нижестоящим бюджетам.
В соответствии со статьями 130, 133, 136 Бюджетного кодекса РФ средства для реализации этих льгот должны передаваться в бюджет субъекта Федерации из федерального бюджета в виде субсидий и субвенций целевым назначением.
ФЗ "О федеральном бюджете на 2003 год", "О федеральном бюджете на 2004 год" средства на компенсацию льгот, установленных Законом "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" не предусматривались, соответственно в бюджет субъекта РФ - Хабаровский край не передавались.
Таким образом, судом учтено, что в спорный период средства на финансирование данного вида расходов из федерального бюджета не поступали и обязанность по возмещению убытков истцу правомерно возложена на Российскую Федерацию из-за непредоставления бюджету субъекта РФ необходимых денежных средств в целях компенсации спорного объема льгот местному бюджету в порядке, предусмотренном статьями 18, 84, 130 Бюджетного кодекса РФ. Доводы заявителя о том, что данная льгота не распространяется на неработающих пенсионеров несостоятельны, поскольку в соответствии со статьей 4 Закон РФ от 19.02.1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" за счет средств консолидированного бюджета Российской Федерации компенсируются расходы, связанные с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, пенсионерам и инвалидам в размере 100% произведенных затрат, но не превышая норм, предусмотренных статьей 35 настоящего Закона.
Довод заявителя жалобы о пропуске истцом срока исковой давности судами обеих инстанций отклонен правомерно, так как в соответствии со статьей 12 Бюджетного кодекса РФ, срок исковой давности на взыскание спорных расходов за 2003 год начал течь по окончании финансового года, то есть с 01.01.2004 и истекал 01.01.2007.
Так как решение от 11.04.2007 и постановление от 02.07.2007 приняты судом в соответствии с процессуальными и материальными нормами и всем обстоятельствам по делу дана надлежащая оценка, то оснований для их отмены и удовлетворения жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 11.04.2007, постановление от 02.07.2007 Арбитражного суда Хабаровского края по делу N А73-56/2007-30 (АИ-1/863/2007-4) оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 6 ноября 2007 г. N Ф03-А73/07-1/4474
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании