Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 13 ноября 2007 г. N Ф03-А73/07-1/4480
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от администрации г. Хабаровска: Селиванова O.К., консультант по доверенности от 09.01.2007 N 1.33-5, от Управления Федеральной антимонопольной службы: Костромеев Н.Б., начальник отдела по доверенности от 25.09.2006 N 01/6-1939; Морозкина Е.В., специалист-эксперт по доверенности от 09.08.2007 N 01/6-3165, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу администрации города Хабаровска на решение от 16.04.2007, постановление от 11.07.2007 по делу N А73-14057/2006-29 (АИ-1/898/07-5) Арбитражного суда Хабаровского края, по заявлению администрации г. Хабаровска к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю о признании незаконными решения от 05.12.2006 N 31 и предписания от 05.12.2006 N 25.
Резолютивная часть постановления объявлена 06.11.2007. Полный текст постановления изготовлен 13.11.2007.
Администрация г. Хабаровска (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Хабаровского края к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (далее - УФАС по Хабаровскому краю) с заявлением о признании незаконным решения от 05.12.2006 N 31 и недействительным предписания от 05.12.2006 N 25 УФАС по Хабаровскому краю как несоответствующего ст.ст. 16, 17, 48 ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 N 131-ФЗ.
Заявление мотивировано тем, что в перечень показателей оценки конкурса, утвержденного постановлением мэра г. Хабаровска от 22.09.2006 N 1195 включены разделы, выполнение требований которых напрямую влияет на обеспечение безопасности пассажирских перевозок, техническое состояние подвижного состава и состояние дорожно-транспортной дисциплины, выполнение условий лицензирования, выполнение транспортной работы, кроме того, предусмотрены поощрительные баллы. Поэтому применение при оценке участников конкурса показателей оценки, предусмотренных пунктами 3.1, 3.1.1, 3.1.2, 3.1.3, 5.5, 5.6, 5.7, 5.8., 5.9 Приложения N 3 к постановлению от 22.09.2006 N 1195, не приводит и не может привести к последствиям, указанным в ст.ст. 4, 15 ФЗ "О защите конкуренции", не создает обстоятельств, при которых у одного или нескольких хозяйствующих субъектов, действующих на рынке пассажирских перевозок города, появляется возможность воздействовать (оказывать влияние) на общие условия оказания услуг обращения товаров на данном товарном рынке.
Решением суда от 16.04.2007, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 11.07.2007, в удовлетворении заявления администрации г. Хабаровска о признании незаконным решения N 31 от 05.12.2006 и недействительным предписания УФАС по Хабаровскому краю от 05.12.2006 N 25 отказано.
При этом суд исходил из того, что оспариваемые решение и предписание вынесены УФАС по Хабаровскому краю в пределах своей компетенции, а применение положений пунктов 3.1., 3.1.2., 3.1.3., 5.5., 5.6., 5.7., 5.8., 5.9. Приложения N 3 к Постановлению мэра г. Хабаровска N 1195 от 22.09.2006 при оценке конкурсантов противоречит ст. 15 ФЗ "О защите конкуренции" от 26.07.2006 N 135 может привести к ограничению доступа на рынок пассажирских перевозок и ограничить конкуренцию на данном рынке.
Законность принятых по делу судебных актов проверяется в порядке и в пределах, определенных ст.ст. 284, 286 АПК РФ, по кассационной жалобе администрации, которая просит решение и постановление отменить ввиду неправильного толкования и применения норм материального права (ч. 3 ст. 7, ст.ст. 16, 48 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 N 131-ФЗ; ст. 7 ФЗ "О местном самоуправлении в Российской Федерации" от 06.07.1991 N 1550-1, ч. 1 ст. 15, пп. "г" п. 3 ч. 1 ст. 23 ФЗ "О защите конкуренции" от 26.07.2006 N 135-ФЗ) и принять новый судебный акт об удовлетворении заявления администрации.
В обоснование доводов жалобы заявитель указывает на то, что итоги конкурса, проведенного на основании Постановления мэра города Хабаровска от 22.09.2006 N 1195, свидетельствуют о том, что спорные пункты данного Постановления не приводят к ограничению доступа хозяйствующих субъектов на рынок пассажирских перевозок и к ограничению конкуренции на данном рынке. Кроме того, заявитель считает, что антимонопольный орган не наделен полномочиями по выдаче предписания о неисполнении действующих нормативных актов.
Представитель администрации в судебном заседании поддержала доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю в отзыве на кассационную жалобу и в судебном заседании изложило возражения относительно ее доводов, и, считая выводы суда соответствующими материалам дела и закону, просило оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в жалобе и отзыве, заслушав мнения лиц, участвующих в деле, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа не усматривает оснований, предусмотренных ст. 288 АПК РФ, для их отмены.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Управлением Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю 05.12.2006 вынесено решение N 31 о выдаче предписания администрации о внесении изменений в Постановление мэра города Хабаровска от 22.09.2006 N 1195 "О проведении конкурса среди владельцев автотранспортных средств на осуществление регулярных пассажирских перевозок на маршрутной сети городского округа город "Хабаровск" путем исключения пунктов 3.1, 1.1., 3.1.3., 5.5., 5.6., 5.7., 5.8., 5.9. Приложения N 3, противоречащих ст. 15 ФЗ "О защите конкуренции" от 26.07.2006 N 135-ФЗ.
На основании указанного решения по делу N 3-3/32 о нарушении антимонопольного законодательства администрацией, выразившегося в издании Постановления мэра города Хабаровска от 22.09.2006 N 1195 "О проведении конкурса среди владельцев автотранспортных средств на осуществление регулярных пассажирских перевозок на маршрутной сети городского округа "город Хабаровск" (в части пунктов 3.1., 3.1.1., 3.1.3., 5.5., 5.6., 5.7., 5.8., 5.9. Приложения N 3) администрации города Хабаровска выдано Предписание от 05.12.2006 N 25 о приостановлении применения вышеназванных пунктов при проведении конкурса и о пересмотре итоговых документов (конкурентные листы и др.) без учета положений предусмотренных данными пунктами.
Администрация, полагая, что вышеназванное решение УФАС по Хабаровскому краю от 05.12.2006 и предписание от 05.12.2006 противоречат действующему законодательству, обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Частью 1 статьи 15 ФЗ "О защите конкуренции" от 26.07.2006 N 135-ФЗ установлено, что Федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам и организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку РФ запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Согласно ст. 48 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ установлено, что муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт или судом.
В соответствии со ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" антимонопольный орган имеет право выдавать органу местного самоуправления обязательные для исполнения предписания об отмене или изменении актов, нарушающих антимонопольное законодательство.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд установил: оспариваемые решение и предписание вынесены УФАС по Хабаровскому краю в соответствии с Правилами рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства и п. 3 ч. 1 ст. 23 ФЗ "О защите конкуренции" и в пределах своей компетенции.
Поэтому отклоняются доводы заявителя жалобы о том, что антимонопольный орган не наделен полномочиями по выдаче предписания о неисполнении действующих нормативных актов.
Проанализировав пункты 3.1., 3.1.1., 3.1.3., 5.5., 5.6., 5.7., 5.8., 5.9. Приложения N 3 Постановления мэра г. Хабаровска, суд пришел к выводу о том, что критерии оценки участников конкурса, указанные в пунктах 3.1., 3.1.1., 3.1.2., 3.1.3., ограничивают доступ на рынок пассажирских перевозок хозяйствующих субъектов, ранее на нем не работавших и могут привести к ограничению конкуренции на данном рынке. Согласно пунктам 5.5., 5.6., 5.7., 5.8., 5.9. Приложения N 3 названного Постановления оценка конкурсантов не связана ни с целями Постановления N 1195, указанных выше, ни с перевозочным процессом, и не характеризует участников конкурса как владельцев автотранспортных средств и субъектов правоотношений, регламентированных Постановлением мэра г. Хабаровска от 22.09.2006 N 1195.
Суд также установил факт ограничения администрацией конкуренции на рынке пассажирских перевозок на маршрутной сети городского округа "город Хабаровск" в связи чем пришел к правильному выводу о том, что применение положений пунктов 3.1., 3.1.2., 3.1.3., 5.5., 5.6., 5.7., 5.8., 5.9. Приложения N 3 к Постановлению мэра г. Хабаровска N 1195 от 22.09.2006 при оценке конкурсантов противоречит положениям ст. 15 ФЗ "О защите конкуренции" от 26.07.2006 N 135-ФЗ, поскольку применение этих пунктов может привести к ограничению доступа на рынок пассажирских перевозок и ограничить конкуренцию на данном рынке.
В этой связи несостоятельны доводы заявителя жалобы о том, что итоги конкурса, проведенного на основании Постановления мэра города Хабаровска от 22.09.2006 N 1195, свидетельствуют о том, что спорные пункты данного Постановления не приводят к ограничению доступа на рынок пассажирских перевозок и к ограничению конкуренции на данном рынке.
Таким образом, материалами дела не подтверждаются доводы заявителя жалобы о неправильном применении судом норм материального права.
С учетом правильно установленных арбитражным судом обстоятельств дела по правилам ст. 71 АПК РФ кассационной инстанцией отклоняются и иные доводы заявителя кассационной жалобы как не имеющие значение для дела.
Нарушений норм процессуального права арбитражным судом также не допущено, в связи с чем оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 16.04.2007, постановление от 11.07.2007 по делу N А73-14057/2006-29 (АИ-1/898/07-5) Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 13 ноября 2007 г. N Ф03-А73/07-1/4480
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании