Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 14 ноября 2007 г. N Ф03-А51/07-1/4832
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Приморскому краю на постановление от 14.08.2007 по делу N А51-624/2007 13-27 Арбитражного суда Приморского края, по иску Администрации Лесозаводского городского округа к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Приморскому краю, Департаменту финансов Администрации Приморского края о взыскании 270172,60 руб.
Резолютивная часть постановления объявлена 7 ноября 2007 года. Полный текст постановления изготовлен 14 ноября 2007 года.
Администрация Лесозаводского городского округа обратилась в Арбитражный суд Приморского края с иском к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Приморскому краю, Департаменту финансов Администрации Приморского края о взыскании 270172,60 руб. расходов, связанных с реализацией в 2002-2003 годах Федерального закона "О ветеранах".
Решением от 09.04.2007 в удовлетворении исковых требований отказано в связи с пропуском истцом срока исковой давности.
Постановлением апелляционной инстанции от 14.08.2007 решение от 09.04.2007 отменено. С Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ в пользу истца взыскано 270172,60 руб. расходов, понесенных при предоставлении льгот ветеранам в 2003 году.
Обратившись в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, Министерство финансов РФ в лице УФК по Приморскому краю в своей кассационной жалобе просит отменить постановление от 14.08.2007 как принятое с неправильным применением и нарушением норм материального права и не соответствующее фактическим обстоятельствам дела.
В обоснование жалобы заявитель приводит доводы о том, что постановлением губернатора Приморского края от 28.05.2001 N 387 утвержден Порядок возмещения жилищно-коммунальным, топливо- и газоснабжающим организациям, Управлению вневедомственной охраны УВД Приморского края расходов, связанных с реализацией ветеранам льгот, который устанавливает, что финансирование данных расходов производится за счет средств краевого бюджета.
Указывает на то, что в соответствии с пунктом 2 статьи 10 ФЗ "О ветеранах" расходы на оплату жилья и коммунальных услуг ветеранам независимо от вида жилищного фонда возмещаются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Заявитель также оспаривает размер предъявленных требований ввиду неподтверждения первичными бухгалтерскими документами объема предоставленных льготникам услуг, а также неправомерность включения в сумму услуг, подлежащих возмещению из бюджета, налога на добавленную стоимость.
Кроме того, считает, что истцом пропущен срок исковой давности, установленный законодательством.
Лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте слушания кассационной жалобы, своих представителей для участия в судебном заседании не направили.
Рассмотрев материалы дела, изучив доводы жалобы, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа не находит оснований для отмены принятого судебного акта, исходя из нижеследующего.
Как установлено судом, 15.01.2003 между Управлением коммунального хозяйства Администрации муниципального образования г. Лесозаводск, Лесозаводский район и УСЗН Администрации МО г. Лесозаводск заключены договоры N 4, 5, 6 о возмещении расходов, связанных с реализацией льготным категориям граждан, проживающим в домах, находящихся на балансе управления коммунального хозяйства Администрации МО г. Лесозаводск и Лесозаводский район, льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг в соответствии с ФЗ "О ветеранах".
Невозмещение государственными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления расходов истца в сумме 270172,60 руб. составило его убытки, о взыскании которых заявлены настоящие исковые требования.
При рассмотрении спора суд исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы материального права.
Так статьей 10 ФЗ "О ветеранах" в качестве источника финансирования расходов на реализацию льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг ветеранам назван бюджет субъекта Федерации, расходы которого учитываются при взаиморасчетах с федеральным бюджетом и имеют целевое назначение.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2001 N 584 "О Программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года" предусмотрено, что на субъект Российской Федерации может быть возложена ответственность за невыполнение федерального закона, влекущего дополнительные расходы для регионального бюджета, только в пределах переданной федеральным бюджетом компенсации таких расходов.
Как видно из материалов дела, постановлением губернатора Приморского края от 28.05.2001 N 387 утвержден Порядок возмещения жилищно-коммунальным, топливо- и газоснабжающим организациям, Управлению вневедомственной охраны УВД Приморского края расходов, связанных с реализацией ветеранам льгот в соответствии с ФЗ "О ветеранах", который устанавливает финансирование указанных расходов из средств краевого бюджета и дотаций Приморскому краю на возмещение потерь в связи с изменением объема и порядка формирования Фонда компенсаций, поступающих из федерального бюджета, в порядке передачи субвенций муниципальным образованиям края.
Как установлено судом, финансирование на реализацию ФЗ "О ветеранах" из федерального бюджета в бюджет Приморского края не производилось, что подтверждается ФЗ "О федеральном бюджете на 2003 год" N 176-ФЗ от 24.12.2002.
Законом Приморского края "О краевом бюджете на 2003 год" из краевого бюджета на возмещение расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг в порядке реализации ФЗ "О ветеранах" в бюджет муниципального образования г. Лесозаводск и Лесозаводский район выделено 8934 тыс. руб.
Доказательств нецелевого использования субъектом данных средств в деле не имеется.
Поскольку Министерство финансов РФ не доказало, что обеспечило субъект финансированием для реализации ФЗ "О ветеранах" в полном объеме, арбитражный суд правомерно по правилам статей 16, 1069 Гражданского кодекса РФ возложил ответственность за причиненные истцу убытки на Министерство финансов РФ и удовлетворил иск за счет казны РФ.
Подлежат отклонению доводы Министерства финансов РФ о неправомерном включении в размер взыскиваемой суммы убытков налога на добавленную стоимость, поскольку истцом обоснованно заявлены требования о компенсации неполученной стоимости предоставленных льготной категории граждан жилищно-коммунальных услуг, исходя из фактических цен реализации таковых.
Пункт 2 статьи 154 Налогового кодекса РФ предусматривает, что при реализации товаров (работ, услуг) с учетом дотаций, предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), начисленная исходя из фактических цен их реализации.
Истец оказывал населению услуги по стоимости, исчисляемой исходя из утвержденных органами власти тарифов, включающих на основании пункта 6 статьи 168 НК РФ налог на добавленную стоимость. Граждане, имеющие право на получение субсидий, оплачивали услуги с имеющие право на получение субсидий, оплачивали услуги с уменьшением стоимости сумм, в результате чего у истца возникли убытки, выразившиеся в неполученной стоимости услуги с учетом НДС.
Довод Минфина РФ о пропуске истцом срока исковой давности по требованиям о взыскании убытков за 2003 год судом отклоняется, поскольку в соответствии с частью 2 статьи 200 Гражданского кодекса РФ с учетом положений статьи 12 Бюджетного кодекса РФ срок исковой давности на взыскание денежных средств, составляющих компенсацию затрат по предоставленным в 2003 году гражданам льготам, начал течь по окончании финансового года, то есть с 01.01.2004 и истек 01.01.2007. В связи с этим настоящие исковые требования, заявленные истцом в декабре 2006 года, считаются поданными в арбитражный суд в пределах срока исковой давности.
С учетом изложенного оснований для отмены постановление апелляционной инстанции от 14.08.2007 и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Постановление апелляционной инстанции от 14.08.2007 по делу N А51-624/2007 13-27 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ в доход федерального бюджета государственную пошлину по кассационной жалобе в сумме 1000 руб.
Арбитражному суду Приморского края выдать исполнительный лист.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Истец оказывал населению услуги по стоимости, исчисляемой исходя из утвержденных органами власти тарифов, включающих на основании пункта 6 статьи 168 НК РФ налог на добавленную стоимость. Граждане, имеющие право на получение субсидий, оплачивали услуги с имеющие право на получение субсидий, оплачивали услуги с уменьшением стоимости сумм, в результате чего у истца возникли убытки, выразившиеся в неполученной стоимости услуги с учетом НДС.
Довод Минфина РФ о пропуске истцом срока исковой давности по требованиям о взыскании убытков за 2003 год судом отклоняется, поскольку в соответствии с частью 2 статьи 200 Гражданского кодекса РФ с учетом положений статьи 12 Бюджетного кодекса РФ срок исковой давности на взыскание денежных средств, составляющих компенсацию затрат по предоставленным в 2003 году гражданам льготам, начал течь по окончании финансового года, то есть с 01.01.2004 и истек 01.01.2007. В связи с этим настоящие исковые требования, заявленные истцом в декабре 2006 года, считаются поданными в арбитражный суд в пределах срока исковой давности."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 14 ноября 2007 г. N Ф03-А51/07-1/4832
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании