Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 14 ноября 2007 г. N Ф03-А37/07-2/4901
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Магаданской области на решение от 03.07.2007 по делу N А37-993/2007-11 Арбитражного суда Магаданской области, по заявлению Открытого акционерного общества "ГДК "Б" к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Магаданской области о признании частично недействительным решения от 25.04.2007 N ИС-12-13/44.
Резолютивная часть постановления объявлена 07 ноября 2007 года. Полный текст постановления изготовлен 14 ноября 2007 года.
Открытое акционерное общество "ГДК "Б" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Магаданской области с заявлением о признании частично недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Магаданской области (далее - инспекция; налоговый орган) от 25.04.2007 N ИС-12-13/44 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением суда от 03.07.2007 требования общества удовлетворены, оспариваемое решение налогового органа, как несоответствующее статьям 122, 145, 168, 173 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ), признано недействительным.
В апелляционной инстанции законность и обоснованность решения суда не проверялись.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, инспекция подала кассационную жалобу, в которой просит его отменить, ссылаясь на неправильное применение судом названных выше норм Налогового кодекса РФ. По мнению заявителя жалобы, общество, выставляя счета-фактуры с выделением НДС, обязано в силу подпункта 1 пункта 5 статьи 173 НК РФ уплатить в федеральный бюджет налог на добавленную стоимость.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежаще о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако их представители в судебное заседание кассационной инстанции не явились.
Проверив в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ) применение судом норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для отмены решения суда исходя из следующего.
Как видно из материалов дела, инспекцией проведена выездная налоговая проверка по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты, в том числе НДС за период с 01.01.2004 по 31.12.2005, в отношении ОАО "ГДК "Б" являющимся участником Особой экономической зоны в Магаданской области. По результатам проверки налоговым органом составлен акт N 61/13-294 от 03.04.2007 и принято решение от 25.04.2007 N ИС-12-13/44 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ в виде взыскания штрафа в сумме 2232007,4 руб. Этим же решением доначислен НДС в сумме 17720688 руб. и начислены пени в сумме 9956729,03 руб.
Основанием для указанных действий налогового органа, как следует из оспариваемого решения инспекции, явилось то, обстоятельство, что в счетах-фактурах, выставленных обществом покупателям, НДС выделялся отдельной строкой и который, по мнению налогового органа, должен быть перечислен в бюджет по правилам пункта 5 статьи 173 Налогового кодекса РФ.
В соответствии со статей 5 Федерального закона от 31.05.1999 N 104-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Магаданской области" при осуществлении хозяйственной деятельности на территории ОЭЗ и в пределах Магаданской области участники ОЭЗ освобождаются от уплаты налогов в части, поступающей в федеральный бюджет (за исключением отчислений в Пенсионный фонд РФ и Фонд социального страхования РФ), в том числе от уплаты НДС.
Предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор, либо уплачивать его в меньшем размере, согласно пункту 1 статьи 56 НК РФ, признаются льготами по налогам и сборам.
Удовлетворяя требования ОАО "ГДК "Б", суд первой инстанции исходил из того, что общество в силу статьи 143 НК РФ является налогоплательщиком НДС, поскольку осуществляет операции, подлежащие в соответствии со статьей 146 НК РФ обложению НДС. Последнее обстоятельство налоговым органом не оспаривается.
Судом правильно отмечено и то, что заявитель не относится к лицам, освобожденным по основаниям, перечисленным в статье 145 НК РФ, от обязанностей налогоплательщика НДС.
Следовательно, общество в силу статей 168, 169 НК РФ обязано было при реализации товаров (работ, услуг) выставлять соответствующие счета-фактуры с указанием в них НДС.
Ссылки налогового органа на пункт 5 статьи 168 НК РФ обоснованно не приняты судом, хак как указанная норма содержит исчерпывающий перечень случаев, при которых выделение соответствующих сумм НДС в первичных учетных документах и счетах-фактурах не предусмотрено (реализация товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению, или при освобождении налогоплательщика в соответствии со статьей 145 НК РФ от исполнения обязанностей налогоплательщика).
Поскольку ОАО "ГДК "Б" предоставлена льгота в соответствии со статьей 5 Федерального закона "Об Особой экономической зоне в Магаданской области", освобождающая участника ОЭЗ от уплаты НДС в федеральный бюджет, а не освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика на основании статьи 145 НК РФ, то суд пришел к правильному выводу о том, что на общество не могут распространяться положения пункта 5 статьи 173 НК РФ, обязывающие перечислять в федеральный бюджет НДС лиц, не являющихся налогоплательщиками, или налогоплательщиков, освобожденных от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога. В противном случае на участника ОЭЗ, уплачивающего регистрационный сбор, установленный Законом Магаданской области от 29.06.1999 N 75-ОЗ "Об Особой экономической зоне в Магаданской области", и освобожденного от уплаты в федеральный бюджет НДС, возлагается дополнительное налоговое бремя, чем нарушаются его права и законные интересы.
Таким образом, исходя из анализа названных выше положений статей 56, 145, 168, 173 НК РФ, кассационная инстанция находит правильными выводы суда первой инстанции об отсутствии у заявителя обязанности по перечислению НДС по счетам-фактурам с выделенным НДС и о необоснованном привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности, доначислении налоговым органом НДС в спорной сумме и пеней.
При таких обстоятельствах решение суда, принятое с правильным применением норм материального и процессуального права, следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 274, 284-286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 03.07.2007 по делу N А37-993/2007-11 Арбитражного суда Магаданской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Поскольку ОАО "ГДК "Б" предоставлена льгота в соответствии со статьей 5 Федерального закона "Об Особой экономической зоне в Магаданской области", освобождающая участника ОЭЗ от уплаты НДС в федеральный бюджет, а не освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика на основании статьи 145 НК РФ, то суд пришел к правильному выводу о том, что на общество не могут распространяться положения пункта 5 статьи 173 НК РФ, обязывающие перечислять в федеральный бюджет НДС лиц, не являющихся налогоплательщиками, или налогоплательщиков, освобожденных от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога. В противном случае на участника ОЭЗ, уплачивающего регистрационный сбор, установленный Законом Магаданской области от 29.06.1999 N 75-ОЗ "Об Особой экономической зоне в Магаданской области", и освобожденного от уплаты в федеральный бюджет НДС, возлагается дополнительное налоговое бремя, чем нарушаются его права и законные интересы.
Таким образом, исходя из анализа названных выше положений статей 56, 145, 168, 173 НК РФ, кассационная инстанция находит правильными выводы суда первой инстанции об отсутствии у заявителя обязанности по перечислению НДС по счетам-фактурам с выделенным НДС и о необоснованном привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности, доначислении налоговым органом НДС в спорной сумме и пеней."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 14 ноября 2007 г. N Ф03-А37/07-2/4901
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании