Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 26 ноября 2007 г. N Ф03-А51/07-1/4964
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от истца: Фирсова С.Ю. - ведущий юрисконсульт по доверенности от 27.08.2007 N 132/07, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Департамента финансов Администрации Приморского края на решение от 23.07.2007 по делу N А51-4531/2007 7-162 Арбитражного суда Приморского края, по иску краевого государственного унитарного предприятия "Приморский водоканал" к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю, Администрации г. Владивостока, Департаменту финансов Администрации Приморского края о взыскании 165030 рублей 33 копеек.
Резолютивная часть постановления объявлена 19 ноября 2007 года. Полный текст постановления изготовлен 26 ноября 2007 года.
Краевое государственное унитарное предприятие "Приморский водоканал" обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю, Администрации г. Владивостока, Департаменту финансов Администрации Приморского края о взыскании 165030 рублей 33 копеек расходов (выпадающих доходов), связанных с предоставлением в течение 2005 года льгот гражданам по оплате услуг водоснабжения и водоотведения в соответствии с Указом Президента РФ от 05.05.1992 N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей".
Решением суда от 23.07.2007 требования истца удовлетворены в заявленной сумме за счет казны Приморского края в лице Департамента финансов Администрации Приморского края. В иске к остальным ответчикам отказано.
Судебные акты мотивированы неисполнением органами власти субъекта Российской Федерации установленных федеральным законодательством расходных полномочий по финансированию из краевого бюджета в бюджеты муниципальных образований края средств для компенсации спорных расходов.
Законность решения проверяется Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ на основании кассационной жалобы Департамента финансов Администрации Приморского края, в которой он просит его отменить как необоснованное, вынесенное с нарушением норм права, в иске к Приморскому краю истцу отказать.
В обоснование доводов кассационной жалобы Департамент финансов Администрации Приморского края ссылается на то, что суд неправильно применил законодательство к спорным правоотношениям, в связи с чем, необоснованно возложил ответственность на казну Приморского края по компенсации льгот, поскольку Указ Президента РФ "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" не предусматривает обязательств по финансированию льгот за счет субъекта федерации.
Представители ответчиков в заседание суда не явились, несмотря на надлежащее извещение.
Суд кассационной инстанции, рассмотрев материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, КГУП "Приморский водоканал" в период с января по июнь 2005 года в соответствии с Указом Президента РФ от 05.05.1992 N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" предоставляло многодетным семьям, проживающим в муниципальном жилом фонде г. Владивостока, скидку в размере 30% по оплате услуг водоснабжения и водоотведения.
В связи с невозмещением государственными и муниципальными органами исполнительной власти из соответствующих бюджетов истцу расходов по предоставлению льгот в сумме 165030 рублей 33 копеек на основании статьей 16, 1069 ГК РФ заявлены настоящие исковые требования.
Указом Президента РФ "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" органам исполнительной власти краев и областей предписано установить для многодетных семей скидку в размере не ниже 30% установленной платы за пользование водой, канализацией, отоплением и электроэнергией.
В соответствии со статьей 72 Конституции РФ координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.
Пунктом 2 статьи 76 Конституции РФ определено, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются" федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Федеральным Законом от 04.07.2003 N 95-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный Закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" указанный закон дополнен статьей 26.3, согласно которой полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией РФ, к которым относится в частности решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан (в том числе многодетных семей и одиноких родителей) осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
В силу статьи 44 ФЗ N 173-ФЗ от 23.12.2004 "О федеральном бюджете на 2005 год" полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации, предусмотренные подпунктами 13, 21, 22, 23, 24, 27, 31, 41 пункта 2 статьи 26.3 ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" осуществляются за счет средств их бюджетов.
Поскольку законодатель, определив в подпункте 24 пункта 2 статьи 26.3 ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" полномочия органов государственной власти субъекта РФ по социальной поддержке и социальному обеспечению многодетных семей, провел разграничение полномочий между органами государственной власти РФ и субъекта РФ, то суд правомерно не нашел оснований для взыскания заявленных истцом расходов за счет казны РФ.
В силу ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный Закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 04.07.2003 N 95-ФЗ положения федеральных законов, других нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам социальной поддержки и социального обеспечения граждан (в том числе многодетных семей), которыми определяется объем и порядок финансирования соответствующих полномочий за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), применяются, если законами субъектов Российской Федерации по данному вопросу не установлено иное.
Как следует из материалов дела, на уровне субъекта Российской Федерации (Приморского края) закон, регламентирующий вопросы правового регулирования и финансового обеспечения в области социальной поддержки многодетных семей не принимался.
Из анализа указанных норм следует, что средства на реализацию льгот, установленных Указом Президента РФ N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей", должны были предусматриваться в 2005 году субъектом Российской Федерации в краевом бюджете для передачи нижестоящим бюджетам.
В Законе Приморского края N 200-КЗ от 29.12.2004 "О краевом бюджете на 2005 год" средства на компенсацию расходов, понесенных истцом и другими поставщиками жилищно-коммунальных услуг гражданам, имеющим право на льготы в соответствии с вышеназванным Указом, предусмотрены не были.
Поскольку орган государственной власти субъекта Российской Федерации - Администрация Приморского края, не обеспечил г. Владивосток финансовыми средствами для реализации расходов, связанных с предоставлением льгот многодетным семьям, а действующее законодательство не возлагает на Администрацию г. Владивостока или ее финансовый орган обязанности по финансированию данных льгот, то судом правомерно отказано в иске к данному ответчику.
Поскольку решение от 23.07.2007 принято судом в соответствии с процессуальными и материальными нормами, и всем обстоятельствам по делу дана надлежащая оценка, то оснований для отмены судебного акта и удовлетворения жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 23.07.2007 Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-4531/2007 7-162 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с казны Приморского края госпошлину по кассационной жалобе в сумме 1000 рублей в доход федерального бюджета.
Арбитражному суду Приморского края выдать исполнительный лист.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 26 ноября 2007 г. N Ф03-А51/07-1/4964
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании