Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 21 ноября 2007 г. N Ф03-А51/07-1/5226
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от истца: Федорова Т.И., представитель по доверенности N 2106 от 22.03.2007, от ответчика: Министерства обороны РФ - Тимофеев М.Г., представитель по доверенности N 2598 от 28.11.2006, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице УФК по Приморскому краю на решение от 20.06.2007, постановление от 06.09.2007 по делу N А51-11622/2006 13-270 Арбитражного суда Приморского края, по иску Домоуправления N 1 Лесозаводской КЭЧ ДВО Министерства обороны РФ к Министерству финансов РФ в лице УФК по Приморскому краю, Министерству обороны РФ, 3-е лицо Администрация Лесозаводского городского округа, о взыскании 3206249,79 руб.
Резолютивная часть постановления объявлена 14 ноября 2007 года. Полный текст постановления изготовлен 21 ноября 2007 года.
Домоуправление N 1 Лесозоводской КЭЧ ДВО МО РФ обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к Министерству финансов РФ в лице УФК по Приморскому краю, Министерству обороны РФ о взыскании 3188351,98 руб., составляющих расходы, связанные с предоставлением гражданам, проживающим в ведомственном жилом фонде, субсидий на оплату коммунальных услуг за период с сентября 2004 по декабрь 2005 года в соответствии с Федеральным законом "Об основах жилищной политики в РФ" N 4218-1 от 24.12.1992 (далее - Закон "Об основах жилищной политики").
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечена Администрация Лесозаводского городского округа.
В порядке статьи 49 АПК РФ истец увеличил размер искового требования до 3443068,66 руб., затем в судебном заседании 19.04.2007 уменьшил сумму иска до 3206249,79 руб.
Решением от 20.06.2007, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 06.09.2007, исковое требование удовлетворено в уточненном размере за счет казны Российской Федерации. В иске к остальным ответчикам отказано.
Законность принятых судебных актов проверяется федеральным арбитражным судом округа в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по кассационной жалобе Министерства финансов РФ в лице УФК по Приморскому краю.
Жалоба мотивирована нарушением судом норм материального права, регулирующих порядок финансирования из федерального источника спорных расходов.
Истец и представитель Министерства обороны РФ доводы, изложенные в кассационной жалобе, отклонили в полном объеме, считают решение суда законным и обоснованным.
Остальные стороны, надлежащим образом уведомленные о времени и месте судебное заседания, не участвовали.
При проверке законности принятых по настоящему делу решения и постановления установлено, что отмене либо изменению они не подлежат по следующим основаниям.
Спор возник в связи с предоставлением Домоуправлением N 1 Лесозаводской КЭЧ в период с сентября 2004 года по декабрь 2005 года субсидий на оплату жилищных и коммунальных услуг гражданам, проживающим в закрытых военных городках Министерства обороны Российской Федерации, расположенных в пос. Пантелеймоновка, пос. Медведицкий Лесозаводского района Приморского края (отнесенных к военным городкам распоряжением Правительства РФ от 01.06.2000 N 752-р), имеющим на это право в соответствии с Законом "Об основах жилищной политики в РФ", в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства РФ от 30.08.2004 N 444.
Удовлетворяя исковое требование за счет федеральной казны, суды обеих инстанций правомерно руководствовались закрепленным действующим законодательством порядком разграничения предметов ведения бюджетов всех уровней, Законом "Об основах жилищной политики в РФ", постановлением Правительства РФ от 15.08.2001 N 584 "О программе развития бюджетного федерализма в РФ на период до 2005 года", Постановлением Правительства РФ N 444 от 30.08.2004, а также Федеральным законом РФ "О федеральном бюджете на 2004 год" и Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2005 год".
Согласно пункту 9 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации порядок финансирования расходов на обеспечение предоставления субсидий, а также порядок финансирования расходов на предоставление субсидий гражданам, проходящим военную службу и проживающим в закрытых военных городках, устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 36 Постановления Правительства N 444, действовавшего до 30.12.2005, что не оспаривается самим заявителем, расходы на предоставление субсидий гражданам - льготникам, проживающим в закрытых военных городках, финансируются за счет средств федерального бюджета, выделяемых на эти цели воинским частям и организациям соответствующих федеральных органов исполнительной власти.
Отсутствие у лиц, которым истцом предоставлены льготы, статуса лиц, подпадающих под действие федеральных законов "О ветеранах", "О социальной защите инвалидов в РФ", "О реабилитации жертв политических репрессий", ответчик по настоящему делу не доказал.
Следовательно, на законодательном уровне определен источник финансирования жилищных субсидий для указанной категории граждан.
При исследовании судами обеих инстанций объемов целевого финансирования Министерства обороны РФ со стороны федерального бюджета на указанные нужды (ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 год", "О федеральном бюджете на 2005 год") установлено недофинансирование.
Министерством финансов РФ не представлены доказательства выделения бюджетных ассигнований из федерального бюджета на компенсацию субсидий главному распорядителю бюджетных средств - Министерству обороны РФ, в структуру которого входит истец, поэтому доводы ответчика о вине последнего отклоняются.
Доводы заявителя о том, что расходы на реализацию льгот населению, предусмотренные федеральными законами, должны производиться за счет региональных бюджетов, судом первой и апелляционной инстанций отклонены обоснованно, так как данные доводы противоречат действующему законодательству (статьи 165-167, 171 Бюджетного кодекса РФ), согласно которому обеспечение исполнения федеральных законов о льготах для населения и федерального бюджета относится к компетенции Министерства финансов РФ и, соответственно, ответственность за неисполнение федерального законодательства о льготах лежит на этом лице.
Данный вывод содержится в пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" от 22.06.2006 N 23, вследствие чего ссылка заявителя кассационной жалобы на необоснованность удовлетворения иска за счет средств федерального бюджета является неосновательной.
Отсутствие финансирования расходов из федерального бюджета в спорный период по предоставлению субсидий населению, проживающему в закрытых военных городках, подтверждается также письмом КЭУ ДВО N 30/6/3695 от 19.07.2005.
Судом также правильно отклонена ссылка заявителя на неправомерное включение истцом в заявленную ко взысканию сумму убытков налога на добавленную стоимость, поскольку истец действует в данном случае в интересах граждан, которые в силу главы 23 Налогового кодекса РФ не являются плательщиками этого налога, а вопросы налогообложения предприятия не относятся к предмету спора и разрешаются в ином порядке при налогообложении предприятия.
Исходя из изложенного, кассационная инстанция считает, что оснований для отмены судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 20.06 2007, постановление от 06.09.2007 Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-11622/06 13-270 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ госпошлину по кассационной жалобе в сумме 1000 руб.
Арбитражному суду Приморского края выдать исполнительный лист.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 21 ноября 2007 г. N Ф03-А51/07-1/5226
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании