Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 22 ноября 2007 г. N Ф03-А51/07-2/5230
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Владивостокской таможни на решение от 10.08.2007 по делу N А51-4976/07 29-173 Арбитражного суда Приморского края, по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Дальпродукт" к Владивостокской таможне о признании недействительным решения по таможенной стоимости.
Резолютивная часть постановления объявлена 15 ноября 2007 года. Полный текст постановления изготовлен 22 ноября 2007 года.
Общество с ограниченной ответственностью "Дальпродукт" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании недействительным решения Владивостокской таможни от 29.01.2007 по таможенной стоимости товара, задекларированного по грузовой таможенной декларации N 10702020/170905/0004076 (далее - ГТД), оформленного проставлением отметки "ТС принята" в поле "для отметок таможни" ДТС-2 и дополнительным листом к ДТС-2.
Решением суда от 10.08.2007 заявленные требования удовлетворены в полном объеме. Судебный акт мотивирован тем, что оспариваемое решение вынесено таможней за пределами установленного пунктом 2 статьи 361 Таможенного кодекса РФ (далее - ТК РФ) годичного срока.
В апелляционном порядке дело не рассматривалось.
Не согласившись с принятым по делу решением, таможня подала кассационную жалобу, в которой предлагает его отменить, сославшись на неправильное применение судом норм материального права, и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. По мнению заявителя жалобы, при самостоятельном определении таможенной стоимости и заполнении ДТС таможенным органом после вынесения судебного акта, содержащего выводы о правомерности решения таможни о невозможности применения метода определения таможенной стоимости по стоимости сделки с возимыми товарами (решение по корректировке таможенной стоимости), положения пункта 2 статьи 361 ТК РФ не применяются.
Ходатайством от 12.11.2007 таможня просит рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие своего представителя.
Извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы общество своего представителя для участия в судебном разбирательстве не направило, отзыв на жалобу не представило.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ применение судом норм материального и процессуального права, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа не установил оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, во исполнение внешнеэкономического контракта N CN-160805-TYS от 16.08.2005, заключенного обществом с Корпорацией "Юаньда" (КНР), в сентябре 2005 года на таможенную территорию Российской Федерации ввезен товар - керамические кружки с рисунком для детей в количестве 1200 мест, в целях таможенного оформления которого общество подало в таможенный орган ГТД. Таможенная стоимость ввезенного товара определена декларантом по первому методу таможенной оценки - методу по цене сделки с ввозимыми товарами.
23.09.2005 товар выпущен в свободное обращение путем проставления штемпеля "выпуск разрешен 23.09.2005" в поле "таможенный контроль" ГТД.
По результатам контроля таможенной стоимости ввезенного товара таможенный орган самостоятельно 23.11.2005 определил таможенную стоимость спорного товара на основании шестого "резервного" метода таможенной оценки, путем проставления отметки "ТС принята 23.11.2005" в поле "для отметок таможни" формы ДТС-2 и дополнительным листом к ДТС-2. Решением Арбитражного суда Приморского края от 19.05.2006 по делу N А51-1993/06 4-97 указанное решение таможни по таможенной стоимости товаров признано недействительным.
По результатам повторного контроля таможенной стоимости товаров, заявленных в ГТД, таможенным органом 29.01.2007 вынесено решение, в котором определена таможенная стоимость ввозимого товара на основе шестого "резервного" метода таможенной оценки, что повлекло за собой увеличение таможенных платежей" Данное решение оформлено путем проставления отметки "ТС принята 29.01.2007" в поле "для отметок таможни" формы ДТС-2 по мотивам, изложенным в дополнительном листе к ДТС-2.
Не согласившись с вышеуказанным решением, общество оспорило его в арбитражный суд, который на основании всестороннего и полного исследования имеющихся в деле доказательств установил фактические обстоятельства, имеющие значения для дела, и правомерно посчитал, что оно вынесено с нарушением норм таможенного законодательства.
Доводы жалобы судом кассационной инстанции отклоняются как несостоятельные.
В силу пункта 1 статьи 323 ТК РФ таможенная стоимость товаров определяется декларантом согласно методам определения таможенной стоимости, установленным законодательством Российской Федерации, и заявляется в таможенный орган при декларировании товаров. Контроль таможенной стоимости товаров осуществляется таможенными органами в порядке, определяемом федеральным министерством, уполномоченным в области таможенного дела, в соответствии с настоящим Кодексом (пункт 3).
В соответствии с пунктом 19 статьи 11 ТК РФ под таможенным контролем понимается совокупность мер, осуществляемых таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 360 настоящего Кодекса товары и транспортные средства, ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации, считаются находящимися под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы при их прибытии на таможенную территорию Российской Федерации и до момента:
- выпуска для свободного обращения;
- уничтожения;
- отказа в пользу государства;
- обращения товаров в федеральную собственность либо распоряжения ими иным способом в соответствии с главой 41 настоящего Кодекса;
- фактического вывоза товаров и транспортных средств с таможенной территории Российской Федерации.
Статей 361 ТК РФ установлено, что после выпуска товаров и (или) транспортных средств таможенные органы вправе осуществлять проверку достоверности заявленных при таможенном оформлении сведении в порядке, предусмотренном главой 35 настоящего Кодекса. Проверка достоверности сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств может осуществляться таможенными органами в течение одного года со дня утраты товарами статуса находящихся под таможенным контролем.
Как установлено арбитражным судом и подтверждается материалами дела, ввезенный товар был выпущен в свободное обращение таможенным органом 23.09.2005. Контроль таможенной стоимости спорного товара (результаты которого оформлены как решением от 23.11.2005, так и решением от 29.01.2007) производился после его выпуска.
Следовательно, вывод арбитражного суда о том, что товар утратил статус находящегося под таможенным контролем 23.09.2006 и поэтому проверка достоверности сведений, заявленных при его таможенной оформлении, могла быть осуществлена таможней только до 23.09.2006, является правильным.
Исходя из смысла статьи 361 ТК РФ, а также учитывая понятие таможенного контроля, по истечении годичного срока, установленного данной статьей, в отношении лица неправомерно не только проведение таможенного контроля, но и применение к нему каких-либо принудительных мер, в том числе и мер по взысканию таможенных платежей.
Также в пункте 15 приложения к письму Федеральной таможенной службы РФ от 09.02.2006 N 01-06/4153 разъяснено, что применение в отношении лица мер по принудительному взысканию таможенных платежей по результатам таможенного контроля, проведенного по истечении годичного срока, установленного статьей 361 ТК РФ, неправомерно. Результаты таможенного контроля (проверки достоверности заявленных при таможенном оформлении сведений после выпуска товаров и транспортных средств) также должны быть закреплены в течение указанного срока.
По смыслу приведенной нормы Таможенного кодекса Российской Федерации указанный годичный срок является пресекательным, обеспечивающим стабильность внешнеторгового оборота и определенность таможенных правоотношений.
Таким образом, арбитражный суд правомерно посчитал, что у таможни отсутствовали правовые основания для вынесения оспариваемого решения.
Доводы кассационной жалобы по существу направлены на переоценку установленных судом обстоятельств дела, исследованных и оцененных судом первой инстанции.
При таких обстоятельствах у суда кассационной инстанции отсутствуют правовых оснований для отмены обжалуемого судебного акта, и удовлетворения кассационной жалобы.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 10.08.2007 Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-4976/07 29-173 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 22 ноября 2007 г. N Ф03-А51/07-2/5230
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании