Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 28 ноября 2007 г. N Ф03-А04/07-2/4733
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел кассационную жалобу Шимановского городского Совета народных депутатов на решение от 27.07.2007 по делу N А04-1991/07-1/214 Арбитражного суда Амурской области, по заявлению открытого акционерного общества "Амурнефтепродукт" к Шимановскому городскому Совету народных депутатов об оспаривании нормативного правового акта.
Резолютивная часть постановления от 21 ноября 2007 года. Полный текст постановления изготовлен 28 ноября 2007 года.
Открытое акционерное общество "Амурнефтепродукт" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением о признании решения Шимановского городского Совета народных депутатов (далее - Шимановский СНД) от 25.05.2006 N 4/7 "О принятии Положения "О порядке определения размера арендной платы за землю в городе Шимановске" недействующим в части установления корректирующего коэффициента "20" к базовой ставке арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, под размещение автозаправщиков, торгующих ГСМ.
Решением суда от 27.07.2007 заявленные требования удовлетворены, суд признал оспариваемый нормативный акт несоответствующим Земельному кодексу РФ.
Не согласившись с решением суда, Шимановский СНД обратился с кассационной жалобой, в которой указывает на допущенные судом нарушения норм материального права, в связи с чем просит отменить решение суда и отказать обществу в удовлетворении заявленных требований.
По мнению заявителя жалобы, решение Шимановского СНД от 25.05.2006 N 4/7 не является нормативным актом, законность которого можно было оспорить в судебном порядке.
Спорный коэффициент установлен Положением о порядке определения размера арендной платы за землю в городе Шимановске (далее - Положение), которое утверждено указанным выше решением, а Положение не оспаривается обществом. Кроме того, к участию в деле не привлечена администрация города Шимановска, являющаяся арендодателем земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
Общество отзыв на кассационную жалобу не представило.
Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, но в судебном разбирательстве по делу участия не принимали.
В заседании суда в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ) был объявлен перерыв до 21.11.2007.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не установил оснований к отмене принятого судебного акта.
Как следует из материалов дела, Шимановский СНД 25.05.2006 принял решение N 4/7 "О принятии Положения "О порядке определения размера арендной платы за землю в городе Шимановске", которым утвердил указанное выше Положение в новой редакции. Решение вступило в силу со дня его подписания.
Пунктом 5 таблицы 2 раздела 3 указанного Положения установлен корректирующий коэффициент "20" к базовой ставке арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, под размещение автозаправщиков, торгующих ГСМ.
Не согласившись с размером корректирующего коэффициента, общество оспорило решение Шимановского СНД в судебном порядке.
Из материалов дела судом установлено, что Постановлением Мэра города Шимановска от 29.12.2006 обществу в аренду представлен земельный участок общей площадью 2000 кв. метров для эксплуатации АЗС.
Согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса РФ от 25.10.2001 N 136-ФЗ, одним из принципов земельного законодательства является платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Земельные участки, за исключением указанных в пункте 4 статьи 27 настоящего Кодекса, могут быть предоставлены их собственниками в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом (пункт 2 статья 22 Земельного кодекса РФ).
Пунктом 4 этой же статьи Земельного кодекса РФ установлено, что размер арендной платы определяется договором аренды. Общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации.
Согласно статье 11 Земельного кодекса РФ органами местного самоуправления осуществляется управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Пунктом 3 статьи 65 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Порядок определения размера арендной платы, порядок и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности устанавливается соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Следовательно, Шимановский СНД обладал необходимыми полномочиями по установлению размера арендной платы за земли, находящиеся в муниципальной собственности. Вместе с тем, как правомерно установлено судом, этот размер не может быть установлен произвольно, без какого-либо экономического обоснования, что противоречило бы основным принципам российского права.
Судом первой инстанции установлено также, что Шимановским СНД не представлено в материалы дела какие-либо доказательства, в том числе аналитические, статистические и иные, подтверждающие экономическую обоснованность установленного коэффициента, размер установлен лишь с учетом экономической целесообразности.
Исходя из вышеизложенного, суд пришел к правомерному выводу о том, что в данной части оспариваемый нормативный акт нарушает права и законные интересы субъектов экономической деятельности, противоречит Земельному кодексу РФ, основным принципам российского права.
Суд также правомерно указал, что в соответствии с частью 6 статьи 194 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого нормативного правового акта федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, должностное лицо, которые приняли акт.
Следует отклонить доводы кассационной жалобы о том, что оспариваемое решение не является нормативным актом, а корректирующий коэффициент установлен Положением, которое не оспаривается обществом.
Решением Шимановского СНД от 25.05.2006 N 4/7 утверждено Положение, которое само по себе нормативным актом являться не может, так как не отвечает основным требованиям, предъявляемым к нормативным правовым актам.
Не может являться основанием для отмены решение суда и не привлечение к участию в деле администрации города Шимановска, так как суд не принимал какого-либо решения в отношении данного юридического лица, а нормативный правовой акт адресован неопределенному кругу лиц.
Вместе с тем, реализуя функции судебного контроля по проверке нормативного правового акта, арбитражный суд подверг такой проверке опариваемое решение Шимановского СНД как на соответствие федеральному закону, имеющему большую юридическую силу, так и на соответствие Конституции Российской Федерации.
Положение, содержащееся в части 4 статьи 194 АПК РФ, определяет пределы проверки нормативного правового акта. Осуществляя проверку нормативного правового акта, арбитражный суд должен установить, соответствует ли этот акт или отдельные его положения федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу.
Полномочиями по проверке нормативного правового акта на соответствие Конституции Российской Федерации арбитражные суды не наделены.
Учитывая, что допущенное нарушение судом норм процессуального права не привело к принятию неправильного решения, решение суда следует оставить без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 27.07.2007 по делу N А04-1991/07-1/214 Арбитражного суда Амурской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 28 ноября 2007 г. N Ф03-А04/07-2/4733
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании