Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 4 декабря 2007 г. N Ф03-А24/07-1/4892
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение от 18.06.2007 по делу N А24-16/07-17 Арбитражного суда Камчатской области, по иску открытого акционерного общества "Дальсвязь" к Министерству финансов Российской Федерации, Департаменту финансов администрации Корякского автономного округа, Федеральному агентству здравоохранения и социального развития, третьи лица: Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Департамент социальной защиты, труда и занятости населения администрации Корякского автономного округа, о взыскании 271595 руб. 38 коп.
Резолютивная часть постановления от 27 ноября 2007 года. Полный текст постановления изготовлен 4 декабря 2007 года.
Открытое акционерное общество "Дальсвязь" в лице Камчатского филиала обратилось в Арбитражный суд Камчатской области с иском к Корякскому автономному округу в лице Департамента финансов администрации Корякского автономного округа, Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ о взыскании 271595 руб. 38 коп., составляющих расходы, связанные с предоставлением в 2004 году гражданам, проживающим в с. Тиличики и пгт. Корф Олюторского района Корякского автономного округа, льготной скидки по оплате услуг связи в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах".
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, на стороне ответчика привлечено Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации и дополнительно определениями от 23.03.2007 суд привлек в качестве третьих лиц к участию в деле Департамент социальной защиты, труда и занятости администрации Корякского автономного округа и в качестве ответчика - Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию РФ.
Решением от 18.06.2007 исковые требования удовлетворены в полном объеме за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ. В иске к остальным ответчикам отказано.
При этом суд исходил из того, что Министерство финансов РФ не обеспечило субъект РФ финансовыми средствами для реализации в полном объеме льгот, предусмотренных Федеральным законом "О ветеранах", и в нарушение пункта 2 статьи 10 Закона не учло при формировании федерального бюджета на 2004 год средства целевого назначения для взаиморасчетов с бюджетами субъектов РФ в части расходов, связанных с предоставлением льгот ветеранам.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Законность судебного акта проверяется Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа в порядке статей 284, 286-289 АПК РФ по кассационной жалобе Министерства финансов РФ, которое считает решение подлежащим отмене, как необоснованное и вынесенное с нарушением норм материального и процессуального права.
При этом заявитель приводит доводы о том, что суд в нарушение пункта 10 статьи 158 Бюджетного кодекса РФ необоснованно возложил на него ответственность по возмещению расходов, понесенных истцом вследствие предоставления льгот ветеранам, так как согласно Правилам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 15.12.2000 N 963, финансирование указанных расходов производится за счет средств федерального бюджета, предоставленных Федеральному агентству по здравоохранению и социальному развитию как главному распорядителю бюджетных средств.
В судебное заседание стороны не явились, несмотря на надлежащее извещение.
В предоставленных отзывах Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию и ОАО "Дальсвязь" с жалобой не согласились и просили судебный акт оставить в силе.
ОАО "Дальсвязь" заявлением от 23.11.2007 N 140/6717 просило рассмотреть кассационную жалобу без участия его представителя.
Как следует из материалов дела, ОАО "Дальсвязь" в лице Корякского филиала в 2004 году при расчете за оказанные услуги связи (абонентская плата за телефон) учитывало в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах" льготу в виде 50% скидки жителям с. Тиличики и шт. Корф Олюторского района Корякского автономного округа, подпадающим под действие этого Закона.
Всего за период с 01.01.2004 по 31.12.2004 истец предоставит льгот ветеранам на сумму 510353 руб. 38 коп., что подтверждается имеющимися в материалах дела документами и не оспаривается сторонами. Компенсировано ему из бюджета 238758 руб.
В связи с невозмещением государственными и муниципальными органами исполнительной власти из соответствующих бюджетов истцу расходов по предоставлению льгот в сумме 271598 руб. 38 коп., на основании статей 16, 1069 ГК РФ заявлены настоящие исковые требования.
Удовлетворяя требования истца за счет казны Российской Федерации, суд исследовал все имеющие значение для дела обстоятельства, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права.
Так, статьей 10 Федерального закона "О ветеранах" в качестве источника финансирования расходов по реализации льгот ветеранам назван бюджет субъекта Федерации, расходы которого учитываются при взаиморасчетах с федеральным бюджетом и имеют целевое назначение.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона "О связи" порядок возмещения предприятиям связи недополученных в результате предоставления льгот доходов определяется Правительством РФ и органами государственной власти субъектов Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 15.12.2000 N 963 утверждены Правила о порядке возмещения в 2000 году операторам связи расходов, понесенных ими в связи с предоставлением услуг связи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение льгот в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах". Постановлением Правительства РФ от 14.02.2004 N 80 срок действия настоящих Правил продлен на 2004 год.
Согласно вышеназванным Правилам, возмещение операторам связи соответствующих расходов осуществляется за счет средств федерального бюджета, направленных Министерству труда РФ как главному распорядителю бюджетных средств, наделенному такими полномочиями на основании Федерального закона "О федеральном бюджете на 2004 год" от 23.12.2003 N 186-ФЗ, которое в пределах выделенных Министерством финансов РФ средств распределяет ассигнования по субъектам Российской Федерации.
Вместе с тем, как установлено судом, выделенные бюджетные средства не компенсировали в полном объеме реальные расходы операторов связи, в том числе и истца.
В связи с указанными обстоятельствами, с учетом положений ФЗ "Об общих принципах ФЗ от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Постановления Правительства РФ от 15.08.2001 N 584 "О Программе развития бюджетного федерализма на период до 2005 года, суд обоснованно возложил обязанность по возмещению расходов истца на Российскую Федерацию из-за непредоставления бюджету субъекта РФ необходимых денежных средств в целях компенсации спорного объема льгот местному бюджету в порядке, предусмотренном статьями 18, 84, 130 Бюджетного кодекса РФ.
Также обоснованно суд отклонил доводы Министерства финансов РФ о том, что надлежащим ответчиком по делу является Министерство труда и социального развития РФ, поскольку доказательств неисполнения последним обязательств по перечислению средств федерального бюджета субъектам ответчиком не представлено.
Указом Президента РФ от 09.03.2004 N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" Министерство труда и социального развития РФ и Министерство здравоохранения РФ упразднены в связи с ликвидацией и их функции по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности переданы вновь образованному Министерству здравоохранения и социального развития РФ без перехода прав и обязанностей ликвидированных министерств.
Кроме того, в соответствии с абзацем 2 пункта 17 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", компенсация не полученной от льготной категории граждан платы взыскивается с публично-правового образования и в тех случаях, когда средства на возмещение неполученной платы фактически были предоставлены распорядителю бюджетных средств, но последний не исполнил возложенные на него обязанности.
Таким образом, соответствует установленным требованиям вывод суда первой инстанции о том, что ответственность за убытки истца, связанные с оказанием льготных услуг связи ветеранам, возлагается на Российскую Федерацию в лице Минфина России.
С учетом изложенного оснований для отмены принятого по делу судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 18.06.2007 Арбитражного суда Камчатской области по делу N А24-16/07-17 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 4 декабря 2007 г. N Ф03-А24/07-1/4892
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании