Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 21 ноября 2007 г. N Ф03-А51/07-2/5313
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Владивостока - Атанова О.Г. представитель по дов. от 02.10.2007 N 10-12/34754, Творогова Н.И. представитель по дов. от 23.05.2006 N 10-12/13856, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу федерального государственного унитарного предприятия "электрическая сеть Военно-Морского Флота" Министерства обороны Российской Федерации на решение от 12.07.2007 по делу N А51-2974/2007 37-59 Арбитражного суда Приморского края, по заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Владивостока к федеральному государственному унитарному предприятию "электрическая сеть Военно-Морского Флота" Министерства обороны Российской Федерации о взыскании процентов в сумме 18317,99 руб.
Резолютивная часть постановления объявлена 14 ноября 2007 года. Полный текст постановления изготовлен 21 ноября 2007 года.
В Арбитражный суд Приморского края обратилась Инспекция Федеральной налоговой службы по Ленинскому району города Владивостока (далее - инспекция) с заявлением о взыскании с федерального государственного унитарного предприятия "электрическая сеть Военно-Морского Флота" Министерства обороны Российской Федерации (далее - предприятие, ФГУП "электрическая сеть ВМФ" МО РФ) процентов за пользование бюджетными средствами по налогу на пользователей автомобильных дорог в сумме 18317,99 руб.
Решением суда первой инстанции от 12.07.2007 требования налогового органа удовлетворены.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе ФГУП "электрическая сеть ВМФ" МО РФ предлагает решение суда первой инстанции по настоящему делу отменить и принять новое решение об отказе инспекции во взыскании 18317,99 руб.
По мнению заявителя жалобы, взыскание процентов, начисленных в соответствии с постановлением губернатора Приморского края от 22.05.2002 N 290, не регулируется нормами Налогового кодекса Российской Федерации. Указанное обстоятельство, по мнению заявителя жалобы, подтверждается пунктом 4 Письма Министерства РФ по налогам и сборам от 12.05.2003 N АС-6-29/536, где прямо указано, что проценты за пользование бюджетными средствами не являются налоговыми платежами и не включены в графики погашения задолженности.
В заседании суда кассационной инстанции представитель ФГУП "электрическая сеть ВМФ" МО РФ не участвовал.
В отзыве на жалобу и в судебном заседании представители налогового органа доводы ФГУП "электрическая сеть ВМФ" МО РФ отклонили и просили состоявшийся по делу судебный акт оставить без изменения, так как при разрешении спора суд применил нормы материального и процессуального права соответственно установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе и выступлениях представителей налогового органа, суд кассационной инстанции проверил правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов суда установленным по делу фактическим обстоятельствам и находит обжалуемый судебный акт не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Порядком проведения реструктуризации кредиторской задолженности, утвержденным постановлением губернатора Приморского края от 22.05.2002 N 290, предусмотрены условия и сроки проведения реструктуризации просроченной кредиторской задолженности юридических лиц по налогу на пользователей автомобильных дорог, а также начисленным пеням и штрафам перед территориальным дорожным фондом Приморского края, консолидированным в краевом бюджете.
В соответствии с данным Порядком решение о реструктуризации задолженности принимается налоговым органом на основании заявления организации и прилагаемых к нему документов, перечень которых предусмотрен пунктом 8 Порядка.
В случае принятия решения о реструктуризации задолженности организации по налогу на пользователей автомобильных дорог, а также начисленным пеням и штрафам перед территориальным дорожным фондом Приморского края, консолидированным в краевом бюджете, ей предоставляется право равномерной уплаты задолженности по налогу на пользователей автомобильных дорог в течение трех лет, а по пеням и штрафам - в течение четырех лет после погашения задолженности по налогу на пользователей автомобильных дорог.
Как видно из материалов дела, решением Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району города Владивостока от 29.11.2002 произведена реструктуризация задолженности по налогу на пользователей автомобильных дорог, а также начисленным пеням и штрафам в общей сумме 10399346,56 руб., в том числе:
- по налогу - 1372129,45 руб.;
- по пеням и штрафам - 9027217,11 руб.
В соответствии с данным решением инспекцией утверждены графики погашения предприятием реструктурированной задолженности за период с 4 квартала 2002 года по 3 квартал 2005 года. Сумма ежеквартального платежа составила 114344 руб.
Кроме того, в соответствии с пунктом 3 Порядка предприятие должно было ежеквартально, не позднее 15 числа последнего месяца квартала, уплачивать проценты, исходя из расчета одной десятой ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации, действующей на дату вступления в силу настоящего Порядка. При этом начисление процентов осуществлялось на дату их уплаты, исходя из суммы непогашенной задолженности. Проценты на задолженность по пеням и штрафам не начислялись.
В связи с нарушением предприятием условий реструктуризации задолженности (неуплата платежей, установленных графиком по срокам уплаты 31.12.2005 и 31.03.2006) налоговым органом в соответствии с пунктом 6 Порядка принято решение от 21.04.2006 об отмене реструктуризации.
Суд установил, что с учетом имеющейся переплаты по состоянию на 14.11.2006 задолженность налогоплательщика по процентам составила 18317,99 руб. (27785,67 руб. - 9467,68 руб.).
Поскольку предприятие не выполнило требование налогового органа от 27.11.2006 N 208659 об уплате в срок до 07.12.2006 процентов за пользование бюджетными средствами, то налоговый орган обратился за их взысканием в арбитражный суд.
В силу статьи 152 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы, осуществляющие сбор доходов бюджетов (налоговые органы), являются участниками бюджетного процесса.
Как было указано выше, Порядок проведения реструктуризации кредиторской задолженности, утвержденный постановлением губернатора Приморского края от 22.05.2002 N 290, наделяет налоговые органы правом рассмотрения заявлений плательщиков налога на пользователей автомобильных дорог, принятия решений о проведении реструктуризации задолженности, об утверждении графика реструктуризации, о прекращении действия решения о реструктуризации. На налоговый орган также возложен контроль за исполнением предприятием обязательств по погашению задолженности.
Бюджетным законодательством прямо не урегулирован порядок взыскания неуплаченных процентов по реструктурируемой задолженности. Поскольку бюджетным или иным законодательством не предусмотрен иной механизм, кроме судебного, для взыскания процентов за пользование бюджетными средствами, то налоговые органы, как участники бюджетного процесса, вправе осуществлять взыскание таких процентов только в судебном порядке.
Исходя из того, что по сроку уплаты с 15.09.2003 по 15.09.2005 предприятие не уплатило проценты за пользование бюджетными средствами, суд правомерно удовлетворил требования налогового органа о взыскании с предприятия неуплаченных процентов за пользование бюджетными средствами по налогу на пользователей автомобильных дорог в размере 18317,99 руб.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 12.07.2007 по делу N А51-2974/2007 37-59 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 21 ноября 2007 г. N Ф03-А51/07-2/5313
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании