Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 5 декабря 2007 г. N Ф03-А73/07-2/5501
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от заявителя: индивидуального предпринимателя Е.Ю. - Е.Ю.; Надточный П.Н., представитель по доверенности от 10.07.2007 N 2291, от Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Комсомольску-на-Амуре Хабаровского края - Максимов К.В., старший государственный налоговый инспектор по доверенности от 04.09.2006 N 04-17722, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Комсомольску-на-Амуре Хабаровского края на решение от 17.09.2007 по делу N А73-6922/2007-74АП Арбитражного суда Хабаровского края, по заявлению индивидуального предпринимателя Е.Ю. к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Комсомольску-на-Амуре Хабаровского края о признании незаконным и отмене постановления от 19.06.2007 N 04/18-66/151.
Резолютивная часть постановления объявлена 29 ноября 2007 года. Полный текст постановления изготовлен 5 декабря 2007 года.
Индивидуальный предприниматель Е.Ю. (далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Комсомольску-на-Амуре Хабаровского края (далее - инспекция; административный орган) от 19.06.2007 N 04/18-66/151 о назначении административного наказания по статье 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде взыскания штрафа в размере 3000 руб.
Решением суда от 17.09.2007 требования заявителя удовлетворены в полном объеме. Оспариваемое постановление налогового органа признано незаконным и отменено ввиду отсутствия события административного правонарушения.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Не согласившись с принятым по делу решением, инспекция подала кассационную жалобу, поддержанную в суде кассационной инстанции ее представителем, в которой просит отменить данный судебный акт и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. Как полагает административный орган, судом неправильно применены нормы материального права, в частности статья 14.5 КоАП РФ и статья 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт", а также не учтено Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 23.08.2001 N 16-00-24/70 (далее - Письмо Минфина РФ от 23.08.2001 N 16-00-24/70), в котором определены требования к бланку строгой отчетности. Поскольку рулонные билеты не содержат все указанные в названном письме необходимые реквизиты, инспекция считает, что выданный в ходе проверки билет не является бланком строгой отчетности и не может быть приравнен к чеку, отпечатанному контрольно-кассовой машиной.
Предприниматель Е.Ю. в отзыве и его представитель в суде кассационной инстанции доводы кассационной жалобы отклонили, ссылаясь на законность и обоснованность судебного акта.
Проверив в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ применение судом норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит правовых оснований для отмены решения суда.
Из материалов дела следует, что 29.05.2007 инспекцией на основании поручения N 258 проведена проверка соблюдения предпринимателем Е.Ю. законодательства о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов. По результатам проверки составлен акт от 29.05.2007 N 00026379, в котором зафиксирован факт оказания услуги по перевозке пассажиров в принадлежащем предпринимателю автобусе ПАЗ-32051 N К970 ММ 27 без применения контрольно-кассовой техники. Кондуктором Кащеевой Л.И., как установлено инспекцией, выдан рулонный билет, стоимостью 9 рублей, форма которого не соответствует требованиям Письма Минфина РФ от 23.08.2001 N 16-00-24/70, Постановления Правительства Российской Федерации от 31.03.2005 N 171 "Об утверждении положения об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники", в связи с отсутствием на билете обязательных реквизитов, а именно: идентификационного номера налогоплательщика, наименования индивидуального предпринимателя (организации), выдавшего бланк, кода формы бланка по ОКУД, стоимости услуги в денежном выражении.
30.05.2007, как установлено судом, в отношении предпринимателя составлен протокол N 18-66/151 по признакам административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.5 КоАП РФ. По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении вынесено постановление от 19.06.2007 N 04/18-66/151, которым предприниматель Е.Ю. привлечен к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 КоАП РФ, в виде взыскания штрафа в размере 3000 руб.
Согласно статье 2 Федерального закона "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт", контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, определяемым Правительством Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности.
Порядок утверждения формы бланков строгой отчетности, приравненных к кассовым чекам, а также порядок их учета, хранения и уничтожения устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 31.03.2005 N 171 утверждено Положение об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники (далее - Положение), согласно которому к бланкам строгой отчетности, приравненным к кассовым чекам, относятся и другие документы, предназначенные для осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случае оказания услуг населению; формы бланков утверждаются Министерством финансов Российской Федерации по обращению заинтересованных органов государственной власти, Центрального банка Российской Федерации и организаций, объединяющих субъектов предпринимательской деятельности, занятых в определенной сфере услуг.
Бланк, предназначенный для осуществления наличных денежных расчетов за проезд наземным пассажирским транспортом общего пользования, как следует из указанного Положения, должен содержать следующие обязательные реквизиты: наименование, шестизначный номер и серию; код формы бланка по Общероссийскому классификатору управленческой документации; наименование организации или индивидуального предпринимателя, выдавших бланк; вид транспортного средства, на котором оказывается услуга по перевозке пассажиров; стоимость услуги в денежном выражении.
Пунктом 4 указанного Положения предусмотрено, что для наземного пассажирского транспорта общего пользования допускается использование рулонной формы бланка. При этом рулонный билет на проезд в городском транспорте, согласно Письму Министерства финансов РФ от 23.10.1996 N 16-00-30-58, приравнен к бланку строгой отчетности.
Исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ доказательства, имеющиеся в деле, суд первой инстанции обоснованно отклонил доводы инспекции о неправомерном использовании рулонных билетов при оказании предпринимателем Е.Ю. 29.05.2007 услуг по перевозке пассажиров, поскольку, согласно пункту 2 указанного Положения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2005 N 171 (в редакции от 05.12.2006 N 743), формы бланков строгой отчетности, утвержденные в соответствии с ранее установленными требованиями, могут применяться до 1 сентября 2007 года.
Выводы суда согласуются с правовой позицией, изложенной в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.07.2003 N 16, который указал, что организации на основании пункта 2 статьи 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ и в соответствии с порядком, определяемым Правительством Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности. При этом административная ответственность по статье 14.5 КоАП РФ в случае выдачи бланка строгой отчетности не наступает.
Предприниматель Е.Ю., как установлено судом и подтверждается материалами дела, осуществляя 29.05.2007 перевозку пассажиров автобусом, обеспечил последних рулонными билетами, содержащими следующие реквизиты: наименование, шестизначный номер и серия билета; наименование организации, выдавшей бланк; вид транспортного средства, на котором оказывалась услуга по перевозке пассажиров; стоимость услуги в денежном выражении. Данное обстоятельство не оспаривается налоговым органом.
При таких обстоятельствах, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод об отсутствии события административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.5 КоАП РФ, и, следовательно, о неправомерном привлечении предпринимателя к административной ответственности.
Учитывая изложенное, кассационная жалоба не подлежит удовлетворению, а решение суда первой инстанции, основанное на правильном применении норм материального и процессуального права, следует оставить без изменения.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 17.09.2007 Арбитражного суда Хабаровского края по делу N А73-6922/2007-74АП оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 5 декабря 2007 г. N Ф03-А73/07-2/5501
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании