Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 6 декабря 2007 г. N Ф03-А51/07-2/4852
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Владивостока на решение от 07.08.2007 (с учетом определения об исправлении опечатки от 04.09.2007) по делу N А51-4001/2007 30-112 Арбитражного суда Приморского края, по заявлению общества с ограниченной ответственностью "А" к Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Владивостока, третье лицо: Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ по Советскому району г. Владивостока, о признании недействительным решения налогового органа.
Резолютивная часть постановления от 29 ноября 2007 года. Полный текст постановления изготовлен 6 декабря 2007 года.
Общество с ограниченной ответственностью "А" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Владивостока (далее - налоговая инспекция, налоговый орган), оформленного письмом от 19.01.2007 N 9, об отказе в возврате или зачете в счет будущих платежей излишне уплаченных сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязании налоговой инспекции произвести зачет ошибочно уплаченных страховых взносов в сумме 30870 руб., зачисленных в Пенсионный фонд РФ в виде фиксированного платежа, в счет уплаты страховых взносов, перечисляемых юридическими лицами за своих работников.
Решением суда от 07.08.2007, с учетом определения об исправлении опечатки от 04.09.2007, заявленные требования удовлетворены. Судебный акт мотивирован тем, что обязанность по возврату страхователям излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование возложена на налоговые органы.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Не согласившись с принятым по делу решением, налоговая инспекция обратилась с кассационной жалобой, в которой просит его отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права. По мнению заявителя жалобы, поскольку законодательством не урегулирован порядок возврата страховых взносов, то налоговый орган не вправе произвести возврат излишне уплаченных страховых взносов, и поэтому все вопросы, связанные с выплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, относятся к компетенции Пенсионного фонда РФ.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, но участия в судебном заседании не принимали.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа не установил оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из установленных судом обстоятельств дела, общество обратилось в налоговую инспекцию с заявлением от 17.01.2007 о возврате или зачете страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в общей сумме 30870 руб., ошибочно уплаченных как индивидуальным предпринимателем. Данное письмо оставлено налоговым органом без исполнения (ответ от 19.01.2007 N 9) со ссылкой на то, что законодательно не определен орган, уполномоченный осуществлять возвраты излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Полагая, что отказ в возврате ошибочно перечисленных сумм противоречит налоговому законодательству, общество обратилось в арбитражный суд.
Суд, удовлетворяя заявление общества, исходил из доказанности факта излишней уплаты им спорной суммы страховых взносов и соблюдения порядка и срока для обращения с указанным выше требованием об их возврате. При этом суд пришел к правильному выводу о наличии у налоговой инспекции обязанности по возврату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, предусмотренной законодательством, действующим в период возникновения спорных правоотношений.
Пунктом 1 статьи 13 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ) предусмотрено право пенсионного органа осуществлять возврат страховых взносов страхователям лишь в случае, если невозможно установить, за каких застрахованных лиц указанные платежи уплачены.
Иных полномочий органов Пенсионного фонда РФ по возврату (зачету) страховых взносов законодательством не установлено.
Согласно статье 2 Федерального закона N 167-ФЗ правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено данным Законом.
В соответствии с положениями статьи 25 названного Закона контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговым органом в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов.
В соответствии с приложением N 11.1 к Федеральному закону от 15.08.1996 N 115-ФЗ (в редакции изменений от 23.12.2004 N 174-ФЗ) "О бюджетной классификации Российской Федерации" главным распорядителем средств федерального бюджета - администратором поступлений в бюджеты Российской Федерации относительно страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплаты страховой и накопительной частей трудовой пенсии, является Федеральная налоговая служба.
Поскольку Федеральным законом N 167-ФЗ не установлен порядок зачета либо возврата сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, к данным правоотношениям применяются положения пунктов 7, 9 статьи 78 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ), которыми правомерно руководствовался суд первой инстанции.
Данные нормы регулируют порядок и сроки возврата излишне уплаченных сумм налогов, сборов и пени, которыми определено, что сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика. Возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате, если иное не предусмотрено названным Кодексом. Кроме того, пунктом 13 статьи 78 НК РФ закреплено, что правила, предусмотренные названной статьей, применяются также при зачете или возврате излишне уплаченных сумм налога и сбора, поступающих в государственные внебюджетные фонды.
Судом установлено наличие у общества переплаты по страховым взносам в сумме 30780 руб., что не оспаривается налоговым органом.
При таких обстоятельствах вывод суда о правомерности требований общества о возврате излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в названной выше сумме признается судом кассационной инстанции обоснованным.
Ссылка заявителя жалобы относительно того, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не отвечают понятию налога, закрепленному в статье 8 НК РФ, и поэтому не подлежит применению статья 78 Кодекса, несостоятельна, так как статья 2 Федерального закона N 167-ФЗ предусматривает возможность регулирования правоотношений, связанных с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено названным Федеральным законом.
Довод заявителя жалобы о том, что действующее законодательство не содержит правовые основания для проведения зачета (возврата) излишне уплаченных страховых взносов налоговыми органами является ошибочным, опровергается вышеприведенными законодательными актами и во внимание судом кассационной инстанции не принимается.
При таких обстоятельствах основания для отмены решения суда и удовлетворения кассационной жалобы налоговой инспекции у суда кассационной инстанции отсутствуют.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 07.08.2007, с учетом определения об исправлении опечатки от 04.09.2007, по делу N А51-4001/2007 30-112 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Поскольку Федеральным законом N 167-ФЗ не установлен порядок зачета либо возврата сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, к данным правоотношениям применяются положения пунктов 7, 9 статьи 78 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ), которыми правомерно руководствовался суд первой инстанции.
Данные нормы регулируют порядок и сроки возврата излишне уплаченных сумм налогов, сборов и пени, которыми определено, что сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика. Возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате, если иное не предусмотрено названным Кодексом. Кроме того, пунктом 13 статьи 78 НК РФ закреплено, что правила, предусмотренные названной статьей, применяются также при зачете или возврате излишне уплаченных сумм налога и сбора, поступающих в государственные внебюджетные фонды.
...
Ссылка заявителя жалобы относительно того, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не отвечают понятию налога, закрепленному в статье 8 НК РФ, и поэтому не подлежит применению статья 78 Кодекса, несостоятельна, так как статья 2 Федерального закона N 167-ФЗ предусматривает возможность регулирования правоотношений, связанных с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено названным Федеральным законом."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 6 декабря 2007 г. N Ф03-А51/07-2/4852
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании