Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 5 декабря 2007 г. N Ф03-А73/07-2/5258
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от заявителя: ИП П.Н. - Шумейко Н.В. - представитель, дов. N 1661 от 22.06.2007, от ответчика: ИФНС России по Железнодорожному району г. Хабаровска - Ситникова Г.В. - специалист 1 разряда, дов. N 05-22/17853 от 09.04.2007, Молостова С.В. - специалист 1 разряда, дов. N 05-38/20118 от 08.08.2007, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Хабаровска на решение от 20.08.2007 по делу N А73-7866/2007-89АП Арбитражного суда Хабаровского края, по заявлению Индивидуального предпринимателя П.Н. к Инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Хабаровска об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении.
Резолютивная часть постановления объявлена 28 ноября 2007 года. Полный текст постановления изготовлен 05 декабря 2007 года.
Индивидуальный предприниматель П.Н. (далее - предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Хабаровска (далее - инспекция по налогам и сборам) о признании незаконным и отмене постановления N 213 от 18.07.2007 о привлечении к административной ответственности в виде штрафа в размере 3000 руб., по основанию, предусмотренному статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 20.08.2007 заявленные требования удовлетворены в полном объеме по мотиву нарушения порядка производства по делу об административном правонарушении, а именно при отсутствии доказательств надлежащего уведомления о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении.
В апелляционной инстанции законность и обоснованность решения суда не проверялись.
Не согласившись с решением суда, инспекция по налогам и сборам обратилась с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемый судебный акт отменить. Как указывает заявитель жалобы, налоговым органом были приняты все необходимые меры для уведомления предпринимателя о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении.
В судебном заседании представители налогового органа доводы, изложенные в кассационной жалобе, поддержали в полном объеме.
Представитель предпринимателя в судебном заседании против доводов жалобы возражала, просила решение суда оставить без изменения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа оснований для отмены обжалуемого судебного акта не установил.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, на основании поручения N 418 от 23.05.2007 налоговым органом проведена проверка платежного терминала по приему оплаты услуг сотовой связи, расположенного по адресу: г. Хабаровск, улица Карла Маркса, 143 "г" ТД "Нивана", принадлежащего индивидуальному предпринимателю П.Н., в ходе которой установлено, что при денежных расчетах использовался платежный терминал по приему платежей, который не оснащен фискальной памятью, не внесен в государственный реестр и не зарегистрирован в налоговом органе. Кассовый чек при оплате услуг связи выдан не был. Результаты проверки отражены в акте проверки от 23.05.2007 N 00025563/20-849ДСП.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления протокола об административном правонарушении от 06.07.2007 N 20-849ДСП и вынесения постановления от 18.07.2007 N 213ДСП о привлечении предпринимателя к административной ответственности по статье 14.5 КоАП РФ в виде административного штрафа в сумме 3000 руб.
Не согласившись с данным постановлением, предприниматель обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Арбитражный суд, установив в действиях предпринимателя наличие состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.5 КоАП РФ, вместе с тем удовлетворил требование о признании постановления незаконным и его отмене, поскольку пришел к выводу о нарушении административным органом порядка привлечения к административной ответственности.
Согласно части 2 статьи 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется такое дело. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о времени и месте рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
В соответствии со статьей 29.7 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении устанавливается факт явки физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, а также иных лиц, участвующих в рассмотрении дела. Таким образом, несообщение или ненадлежащее извещение лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о времени и месте рассмотрения дела является существенным нарушением права привлекаемого лица на защиту и является безусловным основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого решения административного органа.
Названные нормы права по своей природе являются регулятивными и призваны обеспечить процессуальные гарантии лица, привлекаемого к административной ответственности. Целью таких гарантий является полное и всестороннее выяснение фактических обстоятельств дела об административном правонарушении.
Как усматривается из материалов дела и установлено арбитражным судом, дело об административном правонарушении было рассмотрено в отсутствие предпринимателя. Письмом от 06.07.2007 N 20-20/16860 предпринимателю направлялся протокол об административном правонарушении N 20-849ДСП от 06.07.2007 с предложением явиться в инспекцию по налогам и сборам 18.07.2007 для рассмотрения дела об административном правонарушении. На дату рассмотрения дела административный орган сведениями о надлежащем извещении предпринимателя не располагал.
Поскольку установленный законом порядок применения административного взыскания является обязательным для органов и должностных лиц, рассматривающих дело об административном правонарушении и применяющих взыскание, то несоблюдение этого порядка свидетельствует о том, что взыскание применено незаконно, независимо от того, совершило или нет лицо, привлекаемое к ответственности, административное правонарушение.
Учитывая изложенное основания для отмены обжалуемого судебного акта отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 20.08.2007 по делу N А73-7866/2007-89АП Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно части 2 статьи 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется такое дело. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о времени и месте рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
В соответствии со статьей 29.7 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении устанавливается факт явки физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, а также иных лиц, участвующих в рассмотрении дела. Таким образом, несообщение или ненадлежащее извещение лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о времени и месте рассмотрения дела является существенным нарушением права привлекаемого лица на защиту и является безусловным основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого решения административного органа."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 5 декабря 2007 г. N Ф03-А73/07-2/5258
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании