Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 10 декабря 2007 г. N Ф03-А51/07-1/5519
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю на решение от 22.06.2007, постановление от 10.09.2007 по делу N А51-20263/2005 7-423/4 Арбитражного суда Приморского края, по иску Товарищества собственников жилья "МЖК-Дом" к Министерству финансов Российской Федерации, Департаменту финансов Администрации Приморского края, Администрации г. Находки о взыскании 61192 рублей 69 копеек.
Резолютивная часть постановления объявлена 03 декабря 2007 года. Полный текст постановления изготовлен 10 декабря 2007 года.
Товарищество собственников жилья "МЖК-Дом" обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к Министерству финансов Российской Федерации, Департаменту финансов Администрации Приморского края, Администрации г. Находки о взыскании 63432 рублей 53 копеек расходов (выпадающих доходов), связанных с предоставлением в 2002, 2003, 2004 годах льготной скидки по оплате жилищно-коммунальных услуг гражданам в соответствии с ФЗ "О ветеранах" и ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ".
Определением суда от 15.12.2005 требования в части взыскания 61192 рублей 69 копеек, составляющих сумму расходов, подлежащих компенсации в связи с предоставлением в 2002-2004 годах льгот при оплате жилищно-коммунальных услуг лицам, подпадающим под действие ФЗ "О ветеранах" выделены в отдельной производство.
Решением суда от 22.06.2007, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 10.09.2007, исковые требования удовлетворены в сумме 41287 рублей 87 копеек за счет казны РФ в лице Министерства финансов РФ со ссылкой на то обстоятельство, что из федерального бюджета в спорный период денежные средства на реализацию льгот отдельным категориям граждан, предусмотренных ФЗ "О ветеранах", не выделялись.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Министерство финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю в своей кассационной жалобе просит их отменить как принятые с неправильным применением и нарушением норм материального права и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела.
В обоснование жалобы указывает на то, что в соответствии со статьей 10 ФЗ "О ветеранах" расходы на оплату жилья и коммунальных услуг ветеранам независимо от вида жилищного фонда возмещаются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, расходы которого учитываются в межбюджетных отношениях с федеральным бюджетом, то есть по факту наличия фактических расходов этого уровня бюджета.
Кроме того, полагает, что судом неправильно применены нормы Налогового кодекса Российской Федерации, не принят во внимание довод о необоснованности включения истцом в сумму иска налога на добавленную стоимость.
Лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте слушания кассационной жалобы, своих представителей для участия в судебном заседании не направили.
Рассмотрев материалы дела, изучив доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены принятых судебных актов, исходя из нижеследующего.
Как следует из материалов дела, в 2002-2004 годах между ТСЖ "МЖК-Дом" и Управлением социальной защиты населения Администрации г. Находки заключены договоры NN 12а, 12а, 18а на возмещение расходов, связанных с предоставлением льгот гражданам по оплате коммунальных услуг, в соответствии с ФЗ "О ветеранах", по условиям которых истец в период 2002-2004 годов предоставлял льготу по оплате жилищно-коммунальных услуг жильцам дома, расположенного по адресу: г. Находка, Бульвар Энтузиастов, 17, подпадающим под действие вышеназванного Закона.
Во исполнение ФЗ "О ветеранах" и указанных договоров в указанный период истец предоставил за счет собственных средств льготы в размере 50% по оплате жилищно-коммунальных услуг лицам, имеющим право на их получение, в результате чего понес расходы на сумму 41287 рублей 87 копеек.
Поскольку указанные расходы не возмещены истцу государственными и муниципальными органами исполнительной власти из соответствующих бюджетов, заявлены настоящие требования об их взыскании на основании статей 16, 1069 Гражданского кодекса РФ.
Размер фактически предоставленных льготникам услуг подтвержден списками льготников, счетами-фактурами, квитанциями по оплате услуг.
Удовлетворяя требования истца за счет казны Российской Федерации, суд исследовал все имеющие значение для дела обстоятельства, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права.
В соответствии со статьей 10 ФЗ "О ветеранах" от 12.01.1995 N 5-ФЗ расходы на оплату коммунальных услуг ветеранам осуществляются за счет средств бюджетов субъектов РФ, которые учитываются при взаиморасчетах федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2001 N 584 "О Программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года" предусмотрено, что на субъект Российской Федерации может быть возложена ответственность за невыполнение федерального закона, влекущего дополнительные расходы для регионального бюджета, только в пределах переданной федеральным бюджетом компенсации таких расходов.
В Федеральном законе "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации" от 24.06.1999 N 119-ФЗ (утратил силу с 01.01.2005) предусмотрено, что если обязательства по социальной защите населения установлены федеральными законами, то исполнение этих федеральных обязательств есть реализация полномочий Российской Федерации в области социальной защиты, и финансирование реализации этих полномочий должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи материальных ресурсов нижестоящим бюджетам.
Пунктом 4 статьи 130, статьями 133, 136 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что средства из федерального бюджета в бюджет субъекта Российской Федерации передаются в виде субвенций и субсидий. Ответственным за их предоставление установлено Министерство финансов РФ.
Как видно из материалов дела, Постановлением Губернатора Приморского края от 28.05.2001 N 387 утвержден Порядок возмещения жилищно-коммунальным, топливо- и газоснабжающим организациям, Управлению вневедомственной охраны УВД Приморского края расходов, связанных с реализацией ветеранам льгот в соответствии с ФЗ "О ветеранах", который устанавливает финансирование указанных расходов из средств краевого бюджета и дотаций Приморскому краю на возмещение потерь в связи с изменением объема и порядка формирования фонда компенсаций, поступающих из федерального бюджета, в порядке передачи субвенций муниципальным образованиям края.
Вместе с тем, исходя из положений ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год", ФЗ "О федеральном бюджете на 2003 год", "О федеральном бюджете на 2004 год", расходы на реализацию ФЗ "О ветеранах" в составе расходов федерального бюджета на указанные годы не утверждались, в том числе не предусматривались они как отдельный вид расходов и в составе финансовой помощи из федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ.
В то же время в соответствии с Законами Приморского края "О краевом бюджете на 2002 год", "О краевом бюджете на 2003 год", "О краевом бюджете на 2004 год" в краевом бюджете за счет собственных средств на реализацию льгот по жилищно-коммунальным услугам, предусмотренных ФЗ "О ветеранах", утверждено 440789000 рублей (2002 год), 464774000 рублей (2003 год) и 506223000 рублей (2004 год), в том числе в бюджет МО г. Находка - 26663000 рублей, 28429000 рублей и 30895000 рублей соответственно, которые доведены полностью в бюджет муниципального образования и которые в полном объеме распределены между предприятиями жилищно-коммунального хозяйства пропорционально понесенным расходам. Доказательств нецелевого использования муниципальным образованием выделенных средств не представлено.
Однако объем переданных субъектом средств не покрывает расходы предприятий от предоставления льгот, предусмотренных ФЗ "О ветеранах".
В силу пункта 2 статьи 49 ФЗ "Об общих принципах и порядке организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 28.08.1995 N 154-ФЗ органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление государственных полномочий в той мере, в какой эти полномочия обеспечены материальными и финансовыми ресурсами.
Поскольку Министерство финансов РФ не доказало, что обеспечило субъект Федерации - Приморский край финансовыми средствами в полном объеме для реализации государственных полномочий по исполнению вышеуказанного Федерального закона, а последний в свою очередь не смог обеспечить для этого финансированием муниципальный бюджет, поэтому суд правомерно возместил понесенные истцом убытки в размере 41287 рублей 87 копеек за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ на основании статей 16, 1069 Гражданского кодекса РФ, правомерно освободив от ответственности по иску казну субъекта РФ Приморского края и муниципального образования г. Находки.
Довод заявителя жалобы о пропуске истцом срока исковой давности судом отклонен правомерно, так как в соответствии со статьей 12 Бюджетного кодекса РФ, срок исковой давности на взыскание спорных расходов за 2002 год начал течь по окончании финансового года, то есть с 01.01.2003 и истекал 01.01.2006. истец обратился с иском в декабре 2005 года, то есть в пределах срока исковой давности.
С учетом изложенного оснований для отмены судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 22.06.2007, постановление от 10.09.2007 Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-20263/2005 7-423/4 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ государственную пошлину по кассационной жалобе в сумме 1000 рублей в доход федерального бюджета.
Арбитражному суду Приморского края выдать исполнительный лист.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 10 декабря 2007 г. N Ф03-А51/07-1/5519
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании