Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 12 декабря 2007 г. N Ф03-А59/07-2/5536
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Эй И Эй Интернэшнл (Сахалин) ЗАО" на решение от 15.08.2007 по делу N А59-2684/07-СП Арбитражного суда Сахалинской области, по заявлению закрытого акционерного общества "Эй И Эй Интернэшнл (Сахалин) ЗАО" к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Сахалинской области о признании незаконным и отмене постановления от 26.06.2007 по делу об административном правонарушении N 64-07/112.
Резолютивная часть постановления от 05 декабря 2007 года. Полный текст постановления изготовлен 12 декабря 2007 года.
Закрытое акционерное общество "Эй И Эй Интернэшнл (Сахалин) ЗАО" (далее - акционерное общество) обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Сахалинской области (далее - теруправление, орган валютного контроля) от 26.06.2007 N 64-07/112 о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 15.08.2007 в удовлетворении заявленного требования отказано. Судебный акт мотивирован тем, что акционерное общество, являясь резидентом, нарушило сроки представления справок о подтверждающих документах в уполномоченный банк, поэтому оно правомерно привлечено к административной ответственности по части 6 статьи 15.25 КоАП РФ.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Не согласившись с принятым решением, акционерное общество обратилось с кассационной жалобой, в которой просит его отменить ввиду неправильного применения арбитражным судом норм материального права и принять по делу новый судебный акт. Заявитель жалобы полагает, что поскольку административная ответственность за нарушение сроков представления подтверждающих документов и информации законодательством не установлена, то в связи с отсутствием состава вменяемого ему правонарушения акционерное общество неправомерно привлечено к административной ответственности по части 6 статьи 15.25 КоАП РФ.
Органом валютного контроля в отзыве на кассационную жалобу доводы жалобы отклонены, предложено судебный акт оставить без изменения, как законный и обоснованный.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы, своих представителей в судебное заседание не направили.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа считает, что имеются основания для отмены решения арбитражного суда.
Как следует из установленных судом обстоятельств дела, 30.10.2006 акционерное общество заключило с Компанией - нерезидентом "АМЕК Сервисиз Лимитед" (Великобритания) (далее - компания) договор N MPL 002/020806 о безвозмездном оказании медицинских услуг, на основании которого акционерным обществом в уполномоченном банке "Банк "Итуруп" (ООО) оформлен паспорт сделки N 06110013/2390/0000/3/0.
В рамках указанного договора осуществлялись валютные операции. За оказанные медицинские услуги нерезиденту в периоды ноябрь-декабрь 2006 года и январь-февраль 2007 года акционерным обществом оформлены счета-фактуры от 30.11.2006 N 634п, от 29.12.2006 N 696п, от 31.01.2007 N 52п, от 28.02.2007 N 120п.
Теруправлением проведена проверка акционерного общества по вопросам соблюдения валютного законодательства и актов валютного регулирования, в результате которой, выявлено, нарушение требований валютного законодательства, выразившееся в нарушении требований статьи 24 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-Ф3 "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон о валютном регулировании) и пунктов 2.1, 2.2, 2.4 Положения Банка России от 01.06.2004 N 258-П "О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций" (далее - Положение N 258-П).
Органом валютного контроля в отношении резидента составлен протокол от 15.06.2007 и вынесено постановление от 26.06.2007 по делу об административном правонарушении N 64-07/112, которым акционерное общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 40000 руб. Нарушение, как следует из протокола и оспариваемого постановления, выразилось в несоблюдении установленного срока представления уполномоченному банку справки о подтверждающих документах.
Не согласившись с указанным постановлением теруправления, акционерное общество обратилось с заявлением в арбитражный суд о признании его незаконным и отмене.
Арбитражный суд, проверяя по заявлению акционерного общества указанное постановление, не усмотрел оснований для его отмены и признал Правильной квалификацию административным органом действий резидента по части 6 статьи 15.25 КоАП РФ.
Однако судом не учтено следующее.
Частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям.
В соответствии с нормами Закона о валютном регулировании различаются институты "учет и отчетность по валютным операциям" и "документы и информация, связанные с проведением валютных операций".
В соответствии с требованиями статьи 24 названного Закона резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, которые предусмотрены статьей 23 этого Закона, в том числе подтверждающие факт передачи товаров (выполнения работ, указания услуг).
Согласно пункту 2 части 3 статьи 23 Закона о валютном регулировании, Банк России устанавливает порядок представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам как агентам валютного контроля подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций.
Указанный порядок установлен Банком России Инструкцией Банка России от 15.06.2004 N 117-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок" (далее - Инструкции N 117-И) и Положением N 258-П.
К документам и информации, связанным с проведением валютных операций, указанным в части 4 статьи 23 Закона о валютном регулировании, отнесена справка о валютной операции (пункт 10 части 4 статьи 23), которая абзацем вторым пункта 1.2 Инструкции N 117-И названа документом, подтверждающим совершение валютной операции.
К документам и информации указанного вида относятся справка о подтверждающих документах, справка о расчетах через счета за рубежом, справка о поступлении валюты Российской Федерации.
Согласно части 4 статьи 5 Закона о валютном регулировании, единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления также устанавливаются Банком России.
В настоящее время в отношении резидентов, не являющихся уполномоченными банками, а также нерезидентов формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления Банком России не установлены.
Поскольку нормативными актами Банка России такие документы, как справка о подтверждающих документах, не отнесены к категории документов, являющихся формами учета и отчетности по валютным операциям, то правовые основания для квалификации административным органом действий акционерного общества по части 6 статьи 15.25 КоАП РФ отсутствуют.
Таким образом, арбитражный суд неправильно применил нормы материального права, поэтому принятое по делу решение первой инстанции подлежит отмене, а требования акционерного общества удовлетворению.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 15.08.2007 Арбитражного суда Сахалинской области по делу N А59-2684/07-С11 отменить.
Постановление Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Сахалинской области от 26.06.2007 по делу об административном правонарушении N 64-07/112 признать незаконным и отменить.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Федеральный арбитражный суд округа не согласился с выводом нижестоящего суда о том, что непредставление уполномоченному банку справки о подтверждающих валютную операцию документах является основанием для привлечения резидента к административной ответственности по ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ (несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям).
Отменяя состоявшееся судебное решение, суд кассационной инстанции разъяснил следующее.
Частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям.
В то же время в соответствии с нормами Закона о валютном регулировании различаются институты "учет и отчетность по валютным операциям" и "документы и информация, связанные с проведением валютных операций". Резиденты и нерезиденты, осуществляющие в РФ валютные операции, обязаны представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, в том числе подтверждающие факт передачи товаров (выполнения работ, указания услуг).
К документам и информации, связанным с проведением валютных операций, отнесена справка о валютной операции, которая в силу Инструкцией Банка России от 15.06.2004 г. N 117-И названа документом, подтверждающим совершение валютной операции. К документам и информации указанного вида относятся справка о подтверждающих документах, справка о расчетах через счета за рубежом, справка о поступлении валюты РФ. Единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления также устанавливаются Банком России. Между тем, в настоящее время в отношении резидентов, не являющихся уполномоченными банками, а также нерезидентов формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления Банком России не установлены.
Поскольку нормативными актами Банка России такие документы, как справка о подтверждающих документах, не отнесены к категории документов, являющихся формами учета и отчетности по валютным операциям, то правовые основания для квалификации действий организации по ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ отсутствуют.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 12 декабря 2007 г. N Ф03-А59/07-2/5536
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании