Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 12 декабря 2007 г. N Ф03-А73/07-2/5538
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от заявителя: общества с ограниченной ответственностью "Д" - Герасимов В.И., представитель по доверенности от 03.12.2007 N 105, от Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Комсомольску-на-Амуре Хабаровского края - Еговцев А.В., главный государственный налоговый инспектор по доверенности от 18.08.2006 N 04-23/17189, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Комсомольску-на-Амуре Хабаровского края на решение от 22.08.2007 по делу N А73-6929/2007-74АП Арбитражного суда Хабаровского края, по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Д" к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Комсомольску-на-Амуре Хабаровского края о признании незаконным и отмене постановления от 19.06.2007 N 04/18-66/154.
Резолютивная часть постановления объявлена 5 декабря 2007 года. Полный текст постановления изготовлен 12 декабря 2007 года.
Общество с ограниченной ответственностью "Д" (далее - ООО "Д", общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Комсомольску-на-Амуре Хабаровского края (далее - инспекция; административный орган) от 19.06.2007 N 04/18-66/154 о назначении административного наказания по статье 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде взыскания штрафа в размере 30000 руб.
Решением суда от 22.08.2007 требования заявителя удовлетворены в полном объеме. Оспариваемое постановление налогового органа признано незаконным и отменено ввиду отсутствия события административного правонарушения.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Не согласившись с принятым по делу решением, инспекция подала кассационную жалобу, поддержанную в суде кассационной инстанции ее представителем, в которой просит отменить данный судебный акт и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. Как полагает административный орган, судом неправильно применены нормы материального права, в частности статья 14.5 КоАП РФ и статья 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт", а также не учтено Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 23.08.2001 N 16-00-24/70 (далее - Письмо Минфина РФ от 23.08.2001 N 16-00-24/70), в котором определены требования к бланку строгой отчетности. Поскольку рулонные билеты не содержат все указанные в названном письме необходимые реквизиты, инспекция считает, что выданный в ходе проверки билет не является бланком строгой отчетности и не может быть приравнен к чеку, отпечатанному контрольно-кассовой машиной.
ООО "Д" в отзыве и его представитель в суде кассационной инстанции доводы кассационной жалобы отклонили, ссылаясь на законность и обоснованность судебного акта.
Проверив в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ применение судом норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит правовых оснований для отмены решения суда.
Из материалов дела следует, что 29.05.2007 инспекцией на основании поручения N 257 проведена проверка соблюдения ООО "Д" законодательства о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов. По результатам проверки составлен акт от 29.05.2007 N 00026378, в котором зафиксирован факт оказания услуги по перевозке пассажиров в принадлежащем обществу автобусе ПАЗ-320540 N 845 ММ 27 без применения контрольно-кассовой техники. Кондуктором Ганиной А.Р., как установлено инспекцией, реализовано 308 рулонных билетов на общую сумму 2772 рубля, форма которых не соответствует требованиям Письма Минфина РФ от 23.08.2001 N 16-00-24/70, Постановления Правительства Российской Федерации от 31.03.2005 N 171 "Об утверждении положения об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники", в связи с отсутствием на билете обязательных реквизитов, а именно: идентификационного номера налогоплательщика, наименования индивидуального предпринимателя (организации), выдавшего бланк, кода формы бланка по ОКУД, стоимости услуги в денежном выражении.
30.05.2007, как установлено судом, в отношении общества составлен протокол N 18-66/154 по признакам административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.5 КоАП РФ. По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении вынесено постановление от 19.06.2007 N 04/18-66/154, которым ООО "Д" привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 КоАП РФ, в виде взыскания штрафа в размере 30000 руб.
Согласно статье 2 Федерального закона "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт", контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, определяемым Правительством Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности. Порядок утверждения формы бланков строгой отчетности, как установлено указанной выше статьей, приравненных к кассовым чекам, а также порядок их учета, хранения и уничтожения устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 31.03.2005 N 171 утверждено Положение об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники (далее - Положение), согласно которому к бланкам строгой отчетности, приравненным к кассовым чекам, относятся и другие документы, предназначенные для осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случае оказания услуг населению; формы бланков утверждаются Министерством финансов Российской Федерации по обращению заинтересованных органов государственной власти, Центрального банка Российской Федерации и организаций, объединяющих субъектов предпринимательской деятельности, занятых в определенной сфере услуг.
Бланк, предназначенный для осуществления наличных денежных расчетов за проезд наземным пассажирским транспортом общего пользования, как следует из указанного Положения, должен содержать следующие обязательные реквизиты: наименование, шестизначный номер и серию; код формы бланка по Общероссийскому классификатору управленческой документации; наименование организации или индивидуального предпринимателя, выдавших бланк; вид транспортного средства, на котором оказывается услуга по перевозке пассажиров; стоимость услуги в денежном выражении.
Пунктом 4 указанного Положения предусмотрено, что для наземного пассажирского транспорта общего пользования допускается использование рулонной формы бланка. При этом рулонный билет на проезд в городском транспорте, согласно Письму Министерства финансов РФ от 23.10.1996 N 16-00-30-58, приравнен к бланку строгой отчетности.
Исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ доказательства, имеющиеся в деле, суд первой инстанции обоснованно отклонил доводы инспекции о неправомерном использовании рулонных билетов при оказании обществом 29.05.2007 услуг по перевозке пассажиров, поскольку, согласно пункту 2 указанного Положения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2005 N 171 (в редакции от 05.12.2006 N 743), формы бланков строгой отчетности, утвержденные в соответствии с ранее установленными требованиями, могут применяться до 1 сентября 2007 года.
Выводы суда согласуются с правовой позицией, изложенной в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.07.2003 N 16, который указал, что организации на основании пункта 2 статьи 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ и в соответствии с порядком, определяемым Правительством Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности. При этом административная ответственность по статье 14.5 КоАП РФ в случае выдачи бланка строгой отчетности не наступает.
ООО "Д", как установлено судом и подтверждается материалами дела, осуществляя 29.05.2007 перевозку пассажиров автобусом, обеспечило последних рулонными билетами, содержащими следующие реквизиты: наименование, шестизначный номер и серия билета; наименование организации, выдавшей бланк; вид транспортного средства, на котором оказывалась услуга по перевозке пассажиров; стоимость услуги в денежном выражении. Данное обстоятельство не оспаривается налоговым органом.
При таких обстоятельствах, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод об отсутствии события административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.5 КоАП РФ, и, следовательно, о неправомерном привлечении общества к административной ответственности.
Учитывая изложенное, кассационная жалоба не подлежит удовлетворению, а решение суда первой инстанции, основанное на правильном применении норм материального и процессуального права, следует оставить без изменения.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 22.08.2007 Арбитражного суда Хабаровского края по делу N А73-6929/2007-74АП оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 12 декабря 2007 г. N Ф03-А73/07-2/5538
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании