Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 12 декабря 2007 г. N Ф03-А51/07-2/5604
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Находке Приморского края на решение от 07.09.2007 по делу N А6341/07 31-18 Арбитражного суда Приморского края, по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Д" к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Находке Приморского края о признании незаконным и отмене постановления.
Резолютивная часть постановления от 5 декабря 2007 года. Полный текст постановления изготовлен 12 декабря 2007 года.
Общество с ограниченной ответственностью "Д" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Находке Приморского края (далее - инспекция, административный орган) от 22.05.2007 N 261 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 07.09.2007заявление удовлетворено со ссылкой на недоказанность административным органом вины общества. Также суд указал на то, что ООО "Д" приняло все зависящие от него меры по соблюдению требований, предусмотренных Федеральным законом от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон N 54-ФЗ).
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Не согласившись с решением суда, административный орган подал кассационную жалобу, в которой просит его отменить и принять новый судебный акт. В обоснование заявленных доводов указывает на то, что ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей работником общества, не является обстоятельством, освобождающим само юридическое лицо от ответственности за административное правонарушение по статье 14.5 КоАП РФ.
Кроме того, факт неприменения продавцом контрольно-кассовой техники (далее - ККТ) установлен, подтверждается материалами дела и обществом не оспаривается.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако их представители участия в судебном заседании не принимали.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции находит решение суда подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, постановлением от 22.05.2007 N 261 ООО "Д" привлечено к административной ответственности по статье 14.5 КоАП РФ в виде взыскания штрафа в размере 30000 руб.
Основанием для привлечения к административной ответственности послужил протокол об административном правонарушении от 18.05.2007 N 370а, в котором зафиксировано, что 17.05.2007 в ходе проведения административным органом проверки соблюдения ООО "Д" требований Федерального закона "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" в принадлежащем ему магазине "Овощи фрукты", расположенном по ул. Тимирязева, 9-2 в городе Находка установлено неприменение ККТ при реализации товара на сумму 26 руб.
Указанное постановление общество оспорило в арбитражном суде, который, признавая его незаконным и отменяя, исходил из того, что юридическое лицо приняло все зависящие от него меры для того, чтобы его работник применял контрольно-кассовый аппарат при осуществлении наличных денежных расчетов в магазине. На момент проверки в магазине имелась зарегистрированная в налоговом органе исправная контрольно-кассовая машина; обществом разработаны и утверждены правила внутреннего трудового распорядка, должностная инструкция продавца Фармагей Т.В., с которой последняя ознакомлена и предупреждена о необходимости применения контрольно-кассовой техники при продаже товаров.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона N 54-ФЗ контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Согласно статье 5 названного Закона обязанностью организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих контрольно-кассовую технику, является выдача покупателям (клиентам) при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в момент оплаты отпечатанных контрольно-кассовой техникой кассовых чеков.
За невыполнение перечисленных требований организациями торговли, осуществляющими реализацию товаров, выполняющими работы либо оказывающими услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, статьей 14.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.
Разрешая спор по существу и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции не учел, что неисполнение юридическим лицом требований Федерального закона о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов вследствие ненадлежащего исполнения трудовых обязанностей его работником, не является обстоятельством, освобождающим само юридическое лицо от ответственности за административное правонарушение по статье 14.5 КоАП РФ, так как общество является ответственным за использование контрольно-кассовой техники, зарегистрированной в налоговой инспекции, и должно осуществлять контроль за работой продавца, с которым заключило трудовое соглашение.
Между тем, судом не исследовано обстоятельство, зафиксированное в акте проверки и акте о проверке наличных денежных средств кассы о применении ККТ после предъявления служебного удостоверения.
Исследование данного обстоятельства имеет существенное значение при проверке обоснованности привлечения ООО "Д" к административной ответственности за неприменение ККТ.
Поскольку судом не в полном объеме исследованы обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, решение суда первой инстанции в силу пункта 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса РФ подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда, при котором необходимо устранить отмеченные недостатки и на основе норм законодательства о применении контрольно-кассовой техники и оценке материалов дела, с учетом доводов лиц, участвующих в деле, разрешить заявленные требования.
Руководствуясь статьями 274, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение Арбитражного суда Приморского края от 07.09.2007 по делу N А51-6341/07 31-18 отменить, дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 12 декабря 2007 г. N Ф03-А51/07-2/5604
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании