Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 11 декабря 2007 г. N Ф03-А51/07-2/5628
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Департамента градостроительства администрации Приморского края на решение от 04.09.2007 по делу N А51-7935/2007 24-269 Арбитражного суда Приморского края, по заявлению ООО "ЮнионСтрой" к Департаменту градостроительства администрации Приморского края о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности.
Резолютивная часть постановления объявлена 6 декабря 2007 года. Полный текст постановления изготовлен 11 декабря 2007 года.
Общество с ограниченной ответственностью "ЮнионСтрой" обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Департамента градостроительства администрации Приморского края (далее Департамент градостроительства, административный орган) от 03.07.2007 N 68/2007 о привлечении к административной ответственности по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 9.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда первой инстанции от 04.09.2007 требования общества удовлетворены. Суд пришел к выводу, что при привлечении общества к административной ответственности по части 1 статьи 9.4 КоАП РФ Департамент градостроительства вышел за пределы своих полномочий.
В апелляционном порядке дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Департамент градостроительства предлагает решение суда отменить, в удовлетворении заявленных требований общества отказать. В обоснование жалобы заявитель сослался на часть 7 статьи 23.1 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 18.12.2006 N 232-ФЗ), из которой следует, что дела о правонарушениях, предусмотренных статьями 9.4, 9.5 КоАП РФ, рассматриваются судьями лишь в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передаст его на рассмотрение судье. Кроме того, статьей 23.56 КоАП РФ прямо предусмотрено, что дела об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена статьями 9.4 и 9.5 настоящего Кодекса, рассматривают органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление государственного строительного надзора.
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. В статье 23.1 КоАП РФ части 7 не существует
ООО "ЮнионСтрой" в отзыве на жалобу отклоняет доводы и требования заявителя кассационной жалобы, полагая, что обжалуемое решение суда является законным.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в заседании суда кассационной инстанции участия не принимали.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции считает, что заявленная кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по нижеследующему.
Как следует из установленных судом обстоятельств дела, 27.06.2007 Департаментом градостроительства проведена организационно-правовая проверка общества на объекте строительства "Жилой комплекс в районе улицы Чкалова, дом 30, в городе Владивостоке", в ходе которой выявлен факт нарушения статьи 49 Градостроительного кодекса РФ, в связи с чем составлен акт проверки и протокол об административном правонарушении от 28.06.2007.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении административным органом вынесено постановление N 68/2007 от 03.07.2007, которым общество привлечено к ответственности по части 1 статьи 9.4 КоАП РФ, не согласившись с которым последнее обжаловало в судебном порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 9.4 КоАП РФ нарушение требований проектной документации, технических регламентов, обязательных требований стандартов, строительных норм и правил, другая нормативных документов в области строительства при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, включая применение строительных материалов (изделий), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от трехсот до тысячи минимальных размеров отплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Полномочия судов общей юрисдикции и арбитражных судов по рассмотрению дел об административных правонарушениях разграничены статьей 23.1 КоАП РФ по субъектному составу. При этом судьи арбитражных судов рассматривают перечисленные в части 3 данной нормы дела об административных правонарушениях, совершенных юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем. Судьи районных судов рассматривают дела об административных правонарушениях, указанных в частях 1 и 2 указанной нормы.
Рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 9.4 и 9.5 КоАП РФ, отнесено частями 2 и 3 статьи 23.1 КоАП РФ к ведению районных и арбитражных судов. При этом дела данной категории рассматриваются судьями районных судов в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение судье.
Согласно части 1 статьи 23.56 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 9.4 и 9.5 КоАП РФ, рассматривают органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление государственного строительного надзора.
Из анализа перечисленных норм следует, что в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 9.4 и 9.5 КоАП РФ, рассматривают арбитражные суды. В остальных случаях дела о данных административных правонарушениях рассматривают судьи районных судов и органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление государственного строительного надзора.
Поскольку постановлением Департамента градостроительства администрации Приморского края от 03.07.2007 N 68/2007 к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.4 КоАП РФ, привлечено юридическое лицо - ООО "ЮнионСтрой", то суд, исходя из превышения Департаментом градостроительства своих полномочий, правомерно признал незаконным и отменил данное постановление административного органа.
Учитывая изложенное, основания для отмены обжалуемого судебного акта отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 04.09.2007 по делу N А51-7935/2007 24-269 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно части 1 статьи 23.56 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 9.4 и 9.5 КоАП РФ, рассматривают органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление государственного строительного надзора.
Из анализа перечисленных норм следует, что в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 9.4 и 9.5 КоАП РФ, рассматривают арбитражные суды. В остальных случаях дела о данных административных правонарушениях рассматривают судьи районных судов и органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление государственного строительного надзора.
Поскольку постановлением Департамента градостроительства администрации Приморского края от 03.07.2007 N 68/2007 к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.4 КоАП РФ, привлечено юридическое лицо - ООО "ЮнионСтрой", то суд, исходя из превышения Департаментом градостроительства своих полномочий, правомерно признал незаконным и отменил данное постановление административного органа."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 11 декабря 2007 г. N Ф03-А51/07-2/5628
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании