Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 11 декабря 2007 г. N Ф03-А04/07-1/5653
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице УФК по Амурской области на решение от 03.09.2007 по делу N А04-739/07-17/30 Арбитражного суда Амурской области, по иску Возжаевской КЭЧ Квартирно-эксплуатационного управления ДВО Министерства обороны РФ к Администрации Возжаевского сельсовета, Администрации Белогорского района Амурской области, Финансовому управлению Администрации Белогорского района Амурской области, Министерству обороны РФ в лице ФГУ "Управление Дальневосточного военного округа" о взыскании 649087,48 руб.
Резолютивная часть постановления объявлена 4 декабря 2007 года. Полный текст постановления изготовлен 11 декабря 2007 года.
Возжаевская КЭЧ ДВО МО РФ обратилась в Арбитражный суд Амурской области с иском к Администрации Возжаевского сельсовета, Администрации Белогорского района Амурской области, Финансовому управлению Администрации Белогорского района Амурской области о взыскании 649087,48 руб., составляющих расходы, связанные с предоставлением гражданам, проживающим в ведомственном жилом фонде, субсидий на оплату коммунальных услуг за период 2004, 2005, 2006 годов в соответствии с Федеральным законом "Об основах жилищной политики в РФ" N 4218-1 от 24.12.1992 и статьей 159 Жилищного кодекса РФ.
В порядке статьи 49 АПК РФ определением суда от 22.03.2007 к участию в деле в качестве ответчиков привлечены Министерство финансов Российской Федерации в лице УФК по Амурской области, Финансовый департамент Администрации Амурской области.
До принятия решения судом удовлетворено ходатайство истца об уменьшении исковых требований до 609282,74 руб.
Решением суда от 03.09.2007 исковые требования удовлетворены полностью в уточненном размере за счет казны Российской Федерации. В иске к остальным ответчикам отказано.
Законность принятых судебных актов проверяется федеральным арбитражным судом округа в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по кассационной жалобе Министерства финансов РФ.
В обоснование жалобы заявитель ссылается на нарушение судом норм материального права, регулирующих порядок финансирования из федерального источника спорных расходов. Считает, что истец не наделен полномочиями по предоставлению гражданам субсидий. Приводит доводы о том, что в спорном правоотношении от имени Российской Федерации должно выступать Министерство обороны РФ.
Министерство обороны РФ в представленном отзыве жалобу отклонило, просило решение суда оставить без изменения.
Представители истца и ответчиков, надлежащим образом уведомленных о времени и месте судебного заседания, участия в нем не принимали.
Как следует из материалов дела, спор возник в связи с предоставлением Домоуправления N 1 Возжаевской КЭЧ Квартирно-эксплуатационного управления ДВО МО РФ (правопреемником которого является в связи с реорганизацией в форме присоединения Возжаевская КЭЧ Квартирно-эксплуатационного управления ДВО МО РФ) в 2004-2006 годах субсидий на оплату жилищных и коммунальных услуг гражданам, проживающим в закрытом военном городке Министерства обороны Российской Федерации, расположенном в с. Возжаевка Амурской области.
Факт оказания услуг и их размер ответчиками не оспариваются и подтверждены представленными в материалы дела доказательствами.
В соответствии со статьей 15.4 Закона Российской Федерации от 24.12.1992 N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики" (действующего до 01.03.2005) органы государственного управления, местная администрация предоставляют гражданам субсидии, обеспечивающие оплату жилья в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг с учетом совокупного дохода семьи, действующих льгот и утвержденного бюджета. При этом Закон прямо указывает, что источники финансирования указанных субсидий определяются законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 9 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации (применяемого к спорным отношениям с 01.03.2005) порядок финансирования расходов на обеспечение предоставления субсидий, а также порядок финансирования расходов на предоставление субсидий гражданам, проходящим военную службу и проживающим в закрытых военных городках, устанавливается Правительством Российской Федералри.
В соответствии с пунктом 36 постановления Правительства Российской Федерации от 30.08.2004 N 444 расходы на предоставление субсидий гражданам, проживающим в закрытых военных городках, финансируются за счет средств федерального бюджета, выделяемых на эти цели воинским частям и организациям соответствующих федеральных органов исполнительной власти.
Аналогичный порядок предусмотрен и пунктом 67 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 N 761.
Следовательно, на законодательном уровне определен источник финансирования жилищных субсидий для указанной категории граждан - средства федерального бюджета, выделяемые на эти цели воинским частям и организациям соответствующих федеральных органов исполнительной власти.
Вместе с тем, судом установлено, что средства федерального бюджета на возмещение расходов за предоставленные субсидии гражданам, проживающим в закрытых военных городках, из федерального бюджета не поступали, как и не производилось выделение лимитов бюджетных обязательств на указанные цели в спорный период Дальневосточному военному округу.
Поскольку Российской Федерацией не профинансированы государственные полномочия по предоставлению рассматриваемых льгот, арбитражный суд правомерно возложил ответственность за убытки истца на Российскую Федерацию в лице Минфина России.
Министерством финансов РФ не представлены доказательства выделения бюджетных ассигнований из федерального бюджета на компенсацию субсидий главному распорядителю бюджетных средств - Министерству обороны РФ, в структуру которого входит истец, поэтому доводы ответчика о вине последнего отклоняются.
Кроме того, в соответствии с абзацем 2 пункта 17 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", взыскание производится с публично-правового образования и в случае, когда средства на возмещение неполученной платы фактически были предоставлены распорядителю бюджетных средств, но последний не исполнил возложенные на него обязанности.
Исходя из изложенного, кассационная инстанция считает, что основании для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 03.09.2007 Арбитражного суда Амурской области по делу N А04-739/07-17/30 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 11 декабря 2007 г. N Ф03-А04/07-1/5653
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании