Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 23 января 2008 г. N Ф03-А73/07-2/5613
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от заявителя: МУП г. Хабаровска "Южное" - Луценко И.М., представитель, доверенность от 06.04.2007, от административного органа: Административной комиссии администрации г. Хабаровска - Капустина Л.В., главный специалист-юрист, доверенность 1.33-51 от 11.01.07, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия г. Хабаровска "Южное" на решение от 17.08.2007 по делу N А73-7812/2007-89АП Арбитражного суда Хабаровского края, по заявлению муниципального унитарного предприятия г. Хабаровска "Южное" к Административной комиссии администрации г. Хабаровска об оспаривании постановлений от 13.07.2007 N 2323, N 2324 по делам об административных правонарушениях.
Резолютивная часть постановления объявлена 16 января 2008 года. Полный текст постановления изготовлен 23 января 2008 года.
16.01.2008 рассмотрение дела по правилам части 2 статьи 18 АПК РФ начато сначала ввиду замены судьи.
Муниципальное унитарное предприятие г. Хабаровска "Южное" (далее - заявитель, МУП г. Хабаровска "Южное", предприятие, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением об оспаривании постановлений Административной комиссии администрации г. Хабаровска (далее административная комиссия, административный орган) от 13.07.2007 NN 2323, 2324 по делам об административных правонарушениях, которыми предприятие привлечено к административной ответственности по статье 4.2 и части 1 статьи 4.1 Кодекса Хабаровского края об административных правонарушениях от 26.05.2004 N 185 (далее - КоАП Хабаровского края).
Решением арбитражного суда от 17.08.2007 МУП г. Хабаровска "Южное" отказано в удовлетворении требований в полном объеме.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Законность принятого Арбитражным судом Хабаровского края решения проверяется в порядке и пределах, установленных статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по кассационной жалобе МУП г. Хабаровска "Южное", считающего, что судебный акт принят с неправильным применением норм материального права, в связи с чем просит решение отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
По мнению заявителя, доказательства вины вменяемых правонарушений отсутствуют. Кроме того, административной комиссией применена неверная квалификация правонарушений, а именно, вменяемые административные правонарушения следует квалифицировать по статье 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Административная комиссия в отзыве и ее представитель в судебном заседании против доводов кассационной жалобы возражает, считает судебный акт законным и обоснованным.
В судебном заседании представитель МУП г. Хабаровска "Южное" доводы жалобы поддержал в полном объеме.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, и возражений, содержащихся в отзыве на нее, заслушав представителей сторон, проверив правильность применения судом норм материального и норм процессуального права, суд не установил законных оснований к отмене судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено арбитражным судом административной комиссией 13.06.2007 выявлен факт нарушения МУП г. Хабаровска "Южное" пунктов 7, 8, 19 "Правил благоустройства и содержания территории города Хабаровска", утвержденных решением Хабаровской городской Думы от 19.10.2004 N 558 (далее - Правила).
По данному факту составлены протоколы по делам об административных правонарушениях от 22.06.2007 N 1460, N 1461 из содержания, которых следует, что в парковая зона Уссурийского бульвара в районе речного вокзала г. Хабаровска находится в антисанитарном состоянии, разбросаны бутылки, стаканы, пакеты, бумага, окурки сигарет, территория не убрана; урны находятся в антисанитарном состоянии, переполнены, не вывезены.
В отношении МУП г. Хабаровска "Южное" должностным лицом административной комиссии вынесены постановления от 13.07.2007 N 2323 о назначении административного наказания по статье 4.2 КоАП Хабаровского края в виде штрафа в сумме три тысячи пятьсот рублей и N 2324 о назначении административного наказания по части 1 статьи 4.1 КоАП Хабаровского края в виде штрафа в сумме три тысячи рублей.
Не согласившись с вынесенными постановлениями административной комиссии, предприятие оспорило их в арбитражном суде.
В соответствии с требованиями пункта 7 Правил, юридические лица, независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, в аренде, собственности, на балансе, в хозяйственном ведении, оперативном управлении или по договору на обслуживание которых находятся земельные участки, здания, строения, сооружения, нежилые помещения в жилых домах и иные объекты обязаны содержать в чистоте и порядке, отвечающем эстетическим, экологическим и санитарным требованиям, прилегающие и закрепленные территории и расположенные на них объекты, к которым, в частности, относятся урны. Кроме того, пункт 19 Правил закрепляет, что на улицах, площадях, в парках, садах, скверах, территории рынков, у входов в объекты торговли и места массового посещения граждан должны быть установлены урны, которые должны быть покрашены и иметь эстетичный вид. Переполнение урн не допускается.
Исходя их положений муниципального контракта на выполнение подрядных работ по содержанию объектов внешнего благоустройства от 24.01.2007 N 8 в обязанности МУП "Южное" входит выполнение работ по содержанию объектов внешнего благоустройства, к которым отнесен Уссурийский бульвар.
Содержание территорий включает регулярную уборку от мусора, снега, льда, подсыпку песком проезжей части улиц, тротуаров, остановочных и посадочных площадок в местах остановок общественного транспорта при образовании гололеда, помывку дорожных покрытий, тротуаров, уход за газонами и зелеными насаждениями, малыми архитектурными формами, установку урн, контейнеров для сбора мусора и бытовых отходов и другие (пункт 8 Правил).
В силу пункта 4 Правил закрепленная территория - часть территории города, передаваемая на содержание физическим или юридическим лицам, границы которой определены Правилами и (или) договором, заключаемым с комитетами по управлению округами администрации города, а также территория, переданная (закрепленная) целевым назначением физическим или юридическим лицам на правах, предусмотренных законодательством.
Из положений пунктов 5, 6 Правил следует, что контроль за исполнением вышеуказанных Правил осуществляется управлением административно-технического контроля администрации города, комитетами по управлению округами администрации города, иными уполномоченными органами в соответствии с их компетенцией и предоставленными в установленном порядке полномочиями. За нарушение Правил виновные лица несут административную ответственность, установленную КоАП Хабаровского края.
В силу статьи 4.2 КоАП Хабаровского края нарушение норм и правил содержания зданий (за исключением объектов нежилого фонда, находящихся в федеральной собственности, и жилых домов), ограждений, сооружений, средств наружной рекламы, малых архитектурных форм, садово-парковой мебели, бункеров, контейнеров, урн влечет предупреждение или наложение административного штрафа юридических лиц от трех тысяч пятисот до пяти тысяч рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 4.1 КоАП Хабаровского края нарушение правил содержания прилегающих и закрепленных территорий, размеры которых установлены нормативными правовыми актами органов местного самоуправления влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц от трех тысяч до десяти тысяч рублей.
Доводы заявителя об отсутствии доказательств его вины и неверной квалификации вменяемых правонарушений признаются судом кассационной инстанции лишенными правового обоснования.
КоАП РФ закрепляет, что законодательство об административных правонарушениях состоит из КоАП РФ и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 1 статьи 1.1 КоАП РФ).
Согласно статье 1.3 КоАП РФ к ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится, в частности, установление административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно пункту 25 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" организация благоустройства территории городского округа отнесена к вопросам местного значения городского округа.
Следовательно, благоустройство территорий городов и других населенных пунктов и их содержание, не находится в исключительном ведении Российской Федерации и по своему характеру не относится к вопросам, имеющим исключительно федеральное значение.
Понятие вины юридического лица является единым и заключается в возможности соблюсти установленные нормы и правила и непринятии им исчерпывающих мер по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие принятие МУП г. Хабаровска "Южное" каких-либо мер по соблюдению правил содержания территорий, зданий, ограждений и сооружений.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о наличии у административного органа оснований для привлечения заявителя к административной ответственности как за нарушение правил содержания территорий, так и за нарушение норм и правил содержания зданий, ограждений и сооружений.
Учитывая изложенное, у суда кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 274, 284-289 АПК РФ, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 17.08.2007 Арбитражного суда Хабаровского края по делу N А73-7812/2007-89АП оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"КоАП РФ закрепляет, что законодательство об административных правонарушениях состоит из КоАП РФ и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 1 статьи 1.1 КоАП РФ).
Согласно статье 1.3 КоАП РФ к ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится, в частности, установление административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно пункту 25 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" организация благоустройства территории городского округа отнесена к вопросам местного значения городского округа.
...
Понятие вины юридического лица является единым и заключается в возможности соблюсти установленные нормы и правила и непринятии им исчерпывающих мер по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ)."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 23 января 2008 г. N Ф03-А73/07-2/5613
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании