Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 17 января 2008 г. N Ф03-А73/07-2/5989
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от заявителя ФГУП "С": Белоножко Т.А., представитель по доверенности от 22.11.2007 N 29/юр/38 от ИФНС России по Железнодорожному району г. Хабаровска: Кшевина С.И., представитель по доверенности от 29.12.2007 N 05-22/34662, Русанова Е.В., представитель по доверенности от 10.01.2007 N 03-22/32, Фоменко Г.Н., представитель по доверенности от 29.12.2007 N 05-22/34659, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Хабаровска на постановление от 30.08.2007 Шестого арбитражного апелляционного суда по делу N А73-3234/2007-19, по заявлению Федерального государственного унитарного предприятия "С" к Инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Хабаровска о признании недействительными требований.
Резолютивная часть постановления объявлена 10 января 2008 года. Полный текст постановления изготовлен 17 января 2008 года.
Федеральное государственное унитарное предприятие "С" (далее - предприятие) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением, с учетом уточненных требований, о признании недействительными требований Инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Хабаровска (далее - инспекция, налоговый орган) от 13.03.2007 N N 2623, 2624, от 14.03.2007 N N 2626, 2627, 2628, 2629, 2630, 2631, 2632 в части уплаты пеней в сумме 20939243,44 руб.
Решением суда от 26.06.2007 в удовлетворении заявленных требований отказано. Суд счел, что поскольку в пункте 3 статьи 70 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) до 01.01.2007 не был установлен срок для выставления требования об уплате пеней, а введенный с 01.01.2007 трехмесячный срок не является пресекательным и не может повлечь недействительность требования.
Постановлением апелляционной инстанции от 30.08.2007 решение суда отменено. Оспариваемые требования признаны недействительными, как несоответствующие пункту 4 статьи 69 НК РФ.
Не согласившись с постановлением апелляционной инстанции, инспекция в кассационной жалобе просит его отменить и направить дело на новое рассмотрение. В обоснование доводов заявитель указывает на не рассмотрение судом обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения спора. По мнению заявителя жалобы, инспекция представила расчет пеней по каждому требованию, содержащие данные о недоимке, на которую начислены пени, количестве дней, на которые начислены пени, ставке рефинансирования.
В судебном заседании представители инспекции доводы кассационной жалобы поддержали в полном объеме.
Проверив в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа не находит оснований для отмены судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, инспекция требованиями об уплате налога от 13.03.2007 N N 2623, 2624, от 14.03.2007 NN 2626, 2627, 2628, 2629, 2630, 2631, 2623 известила предприятие об имеющейся у него задолженности по пеням в сумме 23477905,42 руб., начисленных на задолженность, образовавшуюся за период 2002-2007 года, в том числе - 20939243,44 руб. за период 2002-первое полугодие 2006 года, обжалуемую налогоплательщиком.
В соответствии с пунктом 4 статьи 69 НК РФ требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, пени, а также ссылку на положения закона о налогах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.
Таким образом, в требовании должны содержаться сведения позволяющие убедиться в обоснованности начисления пеней.
Судом апелляционной инстанции установлено, что выставленные инспекцией требования от 13.03.2007 NN 2623, 2624, от 14.03.2007 NN 2626, 2627, 2628, 2629, 2630, 2631, 2632 не содержат данных установленных пунктом 4 статьи 69 НК РФ.
Однако, как следует из материалов дела, инспекцией в подтверждение указанных в требованиях задолженностей по пеням направлены в адрес предприятия расчеты пеней, часть из которых представлена в суд.
Суд, исследовав и оценив данные расчеты, пришел к правильному выводу о том, что расчеты являются выписками из карточки лицевого счета налогоплательщика и не позволяют с достоверностью определить обоснованность начисления спорных сумм пеней ввиду отсутствия необходимых данных о дате образования недоимок, на которые начислены пени; об основаниях их возникновения и размере, об установленных сроках уплаты налогов, по которым выявлены недоимки и начислены пени; о дате фактического погашения недоимок; о периодах просрочки, за которые начислены пени, и о размерах примененных ставок.
В лицевых счетах к требованиям NN 2623, 2624, 2626, 2627, 2628, 2629, 2630 указана только часть сумм задолженности по пеням, содержащихся в требовании, сведения о периоде их образования, размере недоимки, на которую начислены пени, отсутствуют. Также в большинстве случаев в лицевых счетах отсутствует расшифровка оснований корректировки и перерасчета доначисления сумм пеней.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для вынесения требований, в силу части 1 статьи 65 АПК РФ, возложена на налоговый орган, который обязан подтвердить обоснованность начисления пеней.
Исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, установив существенные нарушения порядка оформления требований об уплате налога, предусмотренных пунктом 4 статьи 69 НК РФ, суд апелляционной инстанции обоснованно признал недействительными требования налогового органа в оспариваемой сумме.
Суд апелляционной инстанции применил нормы материального и процессуального права соответственно установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, в связи с чем обжалуемый судебный акт отмене не подлежит.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку выводов суда. Между тем, такие полномочия у суда кассационной инстанции в силу статьи 286 АПК РФ отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
постановление от 30.08.2007 Шестого арбитражного апелляционного суда по делу N А73-3234/2007-19 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В соответствии с п.4 ст.69 НК РФ в требовании об уплате налога обязательно должны быть указаны сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, сроке исполнения требования, в том числе мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, применимые в случае неисполнения требования.
По мнению ИФНС, требования об уплате пеней не подлежат отмене по основаниям несоответствия его ст.69 НК РФ, в связи с тем, что представлены расчеты пеней по каждому требованию, содержащие недостающие в требованиях данные о недоимке, на которую начислены пени.
Суд счел, что выставленные ИФНС налогоплательщику требования об уплате пеней недействительны.
Установлено, что выставленные ИФНС требования не содержат данные о недоимке, на которую начислены пени, количестве дней, на которые начислены пени, ставке рефинансирования, указанные в п.4 ст.69 НК РФ.
Однако, как следует из материалов дела, ИФНС в подтверждение указанных в требованиях задолженностей по пеням направлены в адрес налогоплательщика расчеты пеней, часть из которых была представлена в суд.
Суд, исследовав и оценив данные расчеты, пришел к выводу о том, что расчеты являются выписками из карточки лицевого счета налогоплательщика и не позволяют с достоверностью определить обоснованность начисления спорных сумм пеней ввиду отсутствия необходимых данных о дате образования недоимок, на которые начислены пени; об основаниях их возникновения и размере, об установленных сроках уплаты налогов, по которым выявлены недоимки и начислены пени; о дате фактического погашения недоимок; о периодах просрочки, за которые начислены пени, и о размерах примененных ставок.
В лицевых счетах к требованиям указана только часть сумм задолженности по пеням, содержащихся в требовании, сведения о периоде их образования, размере недоимки, на которую начислены пени, отсутствуют.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 17 января 2008 г. N Ф03-А73/07-2/5989
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании