Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 17 января 2008 г. N Ф03-А04/07-2/6020
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Свободном Амурской области на решение от 20.08.2007 по делу N А04-5208/07-9/543 Арбитражного суда Амурской области, по заявлению Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Свободном Амурской области к Общине коренных малочисленных народов Севера "Нора" - род Яковлевых о взыскании 2700 рублей.
Резолютивная часть постановления объявлена 10 января 2008 года. Полный текст постановления изготовлен 17 января 2008 года.
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Свободном Амурской области (далее - Управление Пенсионного фонда РФ) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением о взыскании с Общины коренных малочисленных народов Севера "Нора" - род Яковлевых (далее - община) 2700 руб.
Решением суда от 20.08.2007 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что община зарегистрирована в качестве юридического лица, в связи с чем не может являться плательщиком страховых взносов в виде фиксированного платежа. Доказательств заключения трудовых договоров гражданско-правового характера с учредителями общины не представлено, следовательно, община не является плательщиком страховых взносов и не должна представлять сведения о страховых взносах и страховом стаже, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета.
В суде апелляционной инстанции законность и обоснованность решения суда не проверялись.
Не согласившись с решением суда, Управление Пенсионного фонда РФ обратилось с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемый судебный акт отменить, заявленные требования удовлетворить в полном объеме. Как указывает заявитель жалобы, община зарегистрирована в качестве страхователя в соответствии с Порядком регистрации в территориальных органах ПФР, утвержденным Постановлением Правления от 16.08.2002 N 89п, члены общины зарегистрированы в качестве застрахованных лиц согласно статье 7 Закона РФ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" от 15.12.2001 N 167-ФЗ. Кроме того, в действующем Порядке регистрации в территориальных органах ПФР страхователей, уплачивающих страховые взносы в Пенсионный фонд РФ в виде фиксированного платежа, утвержденном Постановлением Правления ПФР от 02.08.2006 N 197п, также предусмотрена регистрация родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера, обладающих правами юридического лица, как страхователь, уплачивающий страховые взносы в виде фиксированного платежа членов общины. Таким образом, по мнению Управления Пенсионного фонда РФ, привлечение общины к ответственности за нарушение сроков представления индивидуальных сведений в качестве страхователя, обязанного уплачивать страховые взносы в виде фиксированного платежа, является законным и обоснованным.
Община коренных народов Севера "Нора" - род Яковлевых в отзыве на кассационную жалобу возражает против доводов изложенных в ней, просит судебный акт оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, участия в судебном заседании не принимали.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа не находит оснований для отмены судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, Управлением Пенсионного фонда РФ проведена камеральная проверка в отношении Общины коренных малочисленных народов Севера Амурской области "Нора" - род Яковлевых. По результатам которой начальником ГУ - УПФР принято решение от 18.04.2007 N 5-м о привлечении общины к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона РФ от 01.04.1996 N 27-ФЗ (в редакции Федерального закона от 31.12.2002 N 198-ФЗ), за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета, в виде штрафа в размере 2700 руб.
Неуплата общиной в добровольном порядке штрафа послужила основанием для обращения Управления Пенсионного фонда в арбитражный суд с заявлением о принудительном взыскании.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд, руководствуясь положениями Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ), указал на то, что община является лицом, производящим выплаты физическим лицам и не может выступать в качестве плательщика страховых взносов в виде фиксированного платежа. Кроме того, поскольку доказательств заключения трудовых договоров, договоров гражданско-правового характера с учредителями общины не представлено, следовательно, она не является плательщиком страховых взносов и не обязана представлять сведения о страховых взносах и страховом стаже, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета.
Согласно пункту 1 статьи 28 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ страхователи, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 6 настоящего Закона, уплачивают суммы страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются:
1) лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе: организации, индивидуальные предприниматели, физические лица;
2) индивидуальные предприниматели, адвокаты.
Арбитражным судом установлено, что община зарегистрирована в качестве юридического лица и в силу указанных выше норм не является плательщиком страховых взносов в виде фиксированного платежа.
Согласно статье 1 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) страхователи - юридические лица, в том числе иностранные, и их обособленные подразделения; международные организации, осуществляющие свою деятельность на территории Российской Федерации; родовые, семейные общины малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования; крестьянские (фермерские) хозяйства; граждане, в том числе иностранные, лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, и индивидуальные предприниматели, осуществляющие прием на работу по трудовому договору, а также заключающие договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы.
В соответствии со статьей 11 Закона N 27-ФЗ страхователь обязан представлять сведения об уплачиваемых страховых взносах (на основании данных бухгалтерского учета), сведения о страховом стаже (на основании приказов и других документов по учету кадров) в органы Пенсионного фонда РФ по месту его регистрации раз в год, но не позднее 1 марта о каждом работающем у него застрахованном лице.
Обязанность страхователей по представлению в территориальные органы страховщика документов, необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, также предусмотрена пунктом 2 статьи 14 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" от 15.12.2001 N 167-ФЗ.
Ответственность за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования предусмотрена статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд РФ.
Таким образом, вывод суда о том, что Община коренных малочисленных народов Севера "Нора" - род Яковлевых не является плательщиком страховых взносов в виде фиксированного платежа, а, следовательно, не обязана представлять сведения о выплаченных страховых взносах в виде фиксированного платежа в органы Пенсионного фонда, является правильным.
Поскольку заявителем размер финансовых санкций исчислен от суммы минимального фиксированного платежа, обязанность по уплате которого у общины отсутствует, суд правомерно отказал заявителю в удовлетворении требований.
Учитывая изложенное, основания для отмены обжалуемого судебного акта отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение Арбитражного суда Амурской области от 20.08.2007 по делу N А04-5208/07-9/543 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со статьей 11 Закона N 27-ФЗ страхователь обязан представлять сведения об уплачиваемых страховых взносах (на основании данных бухгалтерского учета), сведения о страховом стаже (на основании приказов и других документов по учету кадров) в органы Пенсионного фонда РФ по месту его регистрации раз в год, но не позднее 1 марта о каждом работающем у него застрахованном лице.
Обязанность страхователей по представлению в территориальные органы страховщика документов, необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, также предусмотрена пунктом 2 статьи 14 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" от 15.12.2001 N 167-ФЗ.
Ответственность за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования предусмотрена статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд РФ."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 17 января 2008 г. N Ф03-А04/07-2/6020
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании