Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 29 января 2008 г. N Ф03-А59/07-1/5415
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от истца: Винокурова Н.А. - бухгалтер по доверенности б/н от 03.12.07; Прокопец Ю.А. - зам.начальника договорно-правового отдела по доверенности б/н от 03.12.07, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Сахалинской области на решение от 16.07.2007 по делу N А59-3155/2006-С10 Арбитражного суда Сахалинской области, по иску Муниципального унитарного предприятия "Жилищный производственно-эксплуатационный трест" к Департаменту здравоохранения и социального развития администрации г. Южно-Сахалинска, администрации г. Южно-Сахалинска, Финансовому управлению администрации г. Южно-Сахалинска, Главному финансовому управлению Сахалинской области, Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Сахалинской области, Департаменту социальной защиты населения Сахалинской области, 3-е лицо: общество с ограниченной ответственностью "Программы учета", о взыскании 7374594 руб. 55 коп.
Резолютивная часть постановления объявлена 22 января 2008 года. Полный текст постановления изготовлен 29 января 2008 года.
Муниципальное унитарное предприятие "Жилищный производственно-эксплуатационный трест" обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с иском к Департаменту здравоохранения и социального развития администрации г. Южно-Сахалинска, администрации г. Южно-Сахалинска, Финансовому управлению администрации г. Южно-Сахалинска, Главному финансовому управлению Сахалинской области, Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Сахалинской области, Департаменту социальной защиты населения Сахалинской области о взыскании 7374594 руб. 55 коп. расходов, связанных с предоставлением льгот гражданам по оплате жилищно-коммунальных услуг в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах".
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Программы учета".
Решением от 16.07.2007 исковые требования удовлетворены в полном объеме за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ. В иске к остальным ответчикам отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Правильность судебного акта проверяется кассационной инстанцией в порядке статей 274, 284 АПК РФ по жалобе Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Сахалинской области, в которой просит его отменить как необоснованное и вынесенное с нарушением норм материального и процессуального права.
Кроме того, заявитель кассационной жалобы полагает, что судом неполно выяснены фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для правильного разрешения дела.
В судебном заседании кассационной инстанции представители МУП "ЖПЭТ" доводы жалобы отклонили по мотивам, изложенным в отзыве.
От администрации г. Южно-Сахалинска поступил отзыв на кассационную жалобу, где просит оставить в силе решение как законное и обоснованное.
Рассмотрев материалы дела, изучив доводы жалобы и отзывов на нее, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа не находит оснований для отмены принятого судебного акта, исходя из нижеследующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом, истец в 2004 году на основании Федерального закона "О ветеранах" за счет собственных средств предоставил льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг гражданам, проживающим на территории г. Южно-Сахалинска, и имеющим право на 50-процентную скидку.
Невозмещение государственными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления расходов истца в сумме 7374594,55 руб. составило его убытки, о взыскании которых заявлены настоящие исковые требования.
При рассмотрении спора суд исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы материального права.
Так статьей 10 ФЗ "О ветеранах" в качестве источника финансирования расходов на реализацию льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг ветеранам назван бюджет субъекта Федерации, расходы которого учитываются при взаиморасчетах с федеральным бюджетом и имеют целевое назначение.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2001 N 584 "О Программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года" предусмотрено, что на субъект Российской Федерации может быть возложена ответственность за невыполнение федерального закона, влекущего дополнительные расходы для регионального бюджета, только в пределах переданной федеральным бюджетом компенсации таких расходов.
В Федеральном законе "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации" от 24.06.1999 N 119-ФЗ (утратил силу с 01.01.2005) предусмотрено, что если обязательства по социальной защите населения установлены федеральными законами, то исполнение этих федеральных обязательств есть реализация полномочий Российской Федерации в области социальной защиты, и финансирование реализации этих полномочий должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи материальных ресурсов нижестоящим бюджетам.
Пунктом 4 статьи 130, статьями 133, 136 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что средства из федерального бюджета в бюджет субъекта Российской Федерации передаются в виде субвенций и субсидий. Ответственным за их предоставление установлено Министерство финансов РФ.
Судом установлено, что расходы на реализацию ФЗ "О ветеранах" в ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 год" не утверждались и не предусматривались как отдельный вид расходов в составе финансовой помощи из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ.
Законом Сахалинской области "Об областном бюджете Сахалинской области на 2004 год" предусмотрена субвенция в МО "г. Южно-Сахалинск" на реализацию льгот, предусмотренных ФЗ "О ветеранах", в сумме 113488 тыс. руб. Фактически в бюджет МО "г. Южно-Сахалинск" на реализацию данных льгот перечислено 119488 тыс. руб. При этом в 2005 году для погашения кредиторской задолженности по возмещению льгот ветеранам по оплате жилищно-коммунальных услуг из областного бюджета МО "г. Южно-Сахалинск" выделено 634000 руб.
Доказательств нецелевого использования муниципальным образованием данных средств в деле не имеется. Объем переданных из областного бюджета муниципальному образованию субвенций на рассматриваемые цели не удовлетворил его потребность в средствах на компенсацию расходов предприятий, предоставивших ветеранам льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг.
Поскольку органы государственной власти РФ не обеспечили реализацию установленных Федеральным законом ветеранам льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, составив федеральный бюджет на 2004 год без учета необходимых средств, понесенные истцом расходы правомерно взысканы за счет казны Российской Федерации в лице Минфина РФ, что соответствует статьям 125, 1071 Гражданского кодекса РФ.
Довод заявителя кассационной жалобы о незаконности предоставления льгот по техническому обслуживанию является неправомерным, поскольку согласно нормам жилищного законодательства оно включается в плату за жилые помещения.
Таким образом, обжалуемый судебный акт является законным и обоснованным, поэтому изменению, а кассационная жалоба удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 16.07.2007 Арбитражного суда Сахалинской области по делу N А59-3155/2006-С10 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судом установлено, что расходы на реализацию ФЗ "О ветеранах" в ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 год" не утверждались и не предусматривались как отдельный вид расходов в составе финансовой помощи из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ.
Законом Сахалинской области "Об областном бюджете Сахалинской области на 2004 год" предусмотрена субвенция в МО "г. Южно-Сахалинск" на реализацию льгот, предусмотренных ФЗ "О ветеранах", в сумме 113488 тыс. руб. Фактически в бюджет МО "г. Южно-Сахалинск" на реализацию данных льгот перечислено 119488 тыс. руб. При этом в 2005 году для погашения кредиторской задолженности по возмещению льгот ветеранам по оплате жилищно-коммунальных услуг из областного бюджета МО "г. Южно-Сахалинск" выделено 634000 руб.
...
Поскольку органы государственной власти РФ не обеспечили реализацию установленных Федеральным законом ветеранам льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, составив федеральный бюджет на 2004 год без учета необходимых средств, понесенные истцом расходы правомерно взысканы за счет казны Российской Федерации в лице Минфина РФ, что соответствует статьям 125, 1071 Гражданского кодекса РФ."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 29 января 2008 г. N Ф03-А59/07-1/5415
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании