Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 23 января 2008 г. N Ф03-А51/07-2/6180
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Приморском крае на постановление апелляционной инстанции от 12.10.2007 по делу N А51-3393/2007 33-57 Арбитражного суда Приморского края, по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Производственно-коммерческое предприятие "Нагасаки" к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Приморском крае о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности.
Резолютивная часть постановления от 16 января 2008 года. Полный текст постановления изготовлен 23 января 2008 года.
Общество с ограниченной ответственностью "Производственно-коммерческое предприятие "Нагасаки" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Приморском крае (далее - административный орган) от 13.03.2007 N 05-07/49П о привлечении к административной ответственности по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 31.05.2007 в удовлетворении заявленного требования отказано. Судебный акт мотивирован тем, что в действиях общества содержится состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ, в связи с чем правомерно привлечение его к административной ответственности.
Постановлением апелляционной инстанции от 12.10.2007 решение суда отменено, оспариваемое постановление административного органа признано незаконным и отменено как не соответствующее части 1 статьи 15.25 КоАП РФ и Федеральному закону от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле".
Не согласившись с постановлением апелляционной инстанции, административный орган обратился с кассационной жалобой, в которой просит его отменить в связи с неправильным применением апелляционной инстанцией норм материального права. По мнению заявителя жалобы, валютные операции в виде расчетов в наличной валюте Российской Федерации между юридическими лицами - резидентами и физическими лицами нерезидентами по трудовому договору запрещены валютным законодательством и являются незаконными. В связи с этим считает, что имелись все законные основания для применения части 1 статьи 15.25 КоАП РФ и привлечения общества к административной ответственности.
Общество отзыв на кассационную жалобу не представило.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, но участия в судебном заседании не принимали.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа не установил оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из установленных судом обстоятельств дела, административным органом проведена проверка деятельности общества по вопросам соблюдения требований валютного законодательства и актов валютного регулирования, в результате которой установлено, что общество в нарушение пункта 2 статьи 14 Федерального закона РФ от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ) осуществляет расчеты между резидентом и нерезидентом наличными денежными средствами в валюте Российской Федерации через кассу общества. По факту правонарушения составлен протокол об административном правонарушении от 01.03.2007 N 05-07/49.
Постановлением о назначении административного наказания от 13.03.2007 N 05-07/49П общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 2317,50 руб.
Не согласившись с указанным постановлением административного органа, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд о признании его незаконным.
Удовлетворяя заявленные требования, суд апелляционной инстанции исходил из следующего.
Частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление незаконных валютных операций, то есть за осуществление валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации.
Понятие валютных операций содержится в пункте 9 части 1 статьи 1 Закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ, под которыми, в частности, понимается приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что 08.01.2007 общество наличными денежными средствами выплатило иностранному работнику заработную плату в размере 3090 руб. В силу пункта 9 части 1 статьи 1 Федерального закона N 173-ФЗ данная операция признается валютной.
Вместе с тем, статьей 6 названного Закона предусмотрено, что валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений, за исключением валютных операций, предусмотренных статьями 7, 8 и 11 настоящего Федерального закона, в отношении которых ограничения устанавливаются в целях предотвращения существенного сокращения золотовалютных резервов, резких колебаний курса валюты Российской Федерации, а также для поддержания устойчивости платежного баланса Российской Федерации. Указанные ограничения носят недискриминационный характер и отменяются органами валютного регулирования по мере устранения обстоятельств, вызвавших их установление (статья 7 Закона действовала до 1 июля 2006 года, статья 8 Закона действовала до 1 января 2007 года, пункты 3-6 статьи 11 Закона действовали до 1 июля 2006 года).
Таким образом, валютные операции между резидентами и нерезидентами непосредственно не относятся к числу запрещенных валютных операций или операций, в отношении которых установлены какие-либо ограничения.
Кроме того, пунктом 2 статьи 5 Федерального закона N 173-ФЗ предусмотрено, что если порядок осуществления валютных операций не установлен органами валютного регулирования в соответствии с настоящим Федеральным законом, валютные операции осуществляются без ограничений.
При этом согласно пункту 1 статьи 13 Федерального закона N 173-ФЗ нерезиденты на территории Российской Федерации вправе открывать в уполномоченных банках банковские счета (банковские вклады) в иностранной валюте и валюте Российской Федерации. Следовательно, валютное законодательство прямо не обязывает нерезидентов обращаться в уполномоченные банки и открывать на территории Российской Федерации банковские счета в валюте Российской Федерации, в том числе с целью получения заработной платы в безналичной форме.
В соответствии с пунктом 6 статьи 4 Федерального закона N 173-ФЗ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов валютного законодательства Российской Федерации, актов органов валютного регулирования и актов органов валютного контроля толкуются в пользу резидентов и нерезидентов.
Кроме того, статьей 11 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.
Статьями 131, 136 Трудового кодекса РФ установлено, что заработная плата работникам выплачивается в валюте Российской Федерации в месте выполнения ими работы, либо перечисляется на указанный работником счет в банке на условиях, определенных коллективным договором или трудовым договором.
Поскольку в рассматриваемом случае трудовым договором не предусмотрена выплата заработной платы путем перечисления денежных средств в валюте Российской Федерации на банковский счет работника в уполномоченном банке, а федеральным законом не установлена обязанность физического лица - нерезидента открывать такой счет для получения заработной платы от юридического лица - резидента, то выплата обществом работнику Сюй Юйнун заработной платы в размере 3090 руб. наличными денежными средствами соответствует действующему законодательству.
Исходя из изложенного, довод административного органа о том, что общество могло предусмотреть при заключении трудового договора с физическим лицом - нерезидентом осуществление расчета по оплате труда с использованием банковского счета, открытого нерезидентом в уполномоченном банке, либо с использованием банковской пластиковой карты, оформленной нерезидентом в уполномоченном банке, является несостоятельным.
При таких обстоятельствах является правомерным вывод апелляционной инстанции о том, что административный орган не доказал факт осуществления обществом незаконной валютной операции, а также наличие вины общества в совершении вменяемого ему правонарушения, следовательно, у органа валютного контроля отсутствовали правовые основания для привлечения общества к административной ответственности по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
постановление апелляционной инстанции от 12.10.2007 по делу N А51-3393/2007 33-57 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Поскольку в рассматриваемом случае трудовым договором не предусмотрена выплата заработной платы путем перечисления денежных средств в валюте Российской Федерации на банковский счет работника в уполномоченном банке, а федеральным законом не установлена обязанность физического лица - нерезидента открывать такой счет для получения заработной платы от юридического лица - резидента, то выплата обществом работнику Сюй Юйнун заработной платы в размере 3090 руб. наличными денежными средствами соответствует действующему законодательству.
Исходя из изложенного, довод административного органа о том, что общество могло предусмотреть при заключении трудового договора с физическим лицом - нерезидентом осуществление расчета по оплате труда с использованием банковского счета, открытого нерезидентом в уполномоченном банке, либо с использованием банковской пластиковой карты, оформленной нерезидентом в уполномоченном банке, является несостоятельным.
При таких обстоятельствах является правомерным вывод апелляционной инстанции о том, что административный орган не доказал факт осуществления обществом незаконной валютной операции, а также наличие вины общества в совершении вменяемого ему правонарушения, следовательно, у органа валютного контроля отсутствовали правовые основания для привлечения общества к административной ответственности по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 23 января 2008 г. N Ф03-А51/07-2/6180
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании