Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 31 января 2008 г. N Ф03-А24/07-2/6359
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Камчатской области на решение от 05.10.2007 по делу N А24-4597/2007-05 Арбитражного суда Камчатской области, по заявлению закрытого акционерного общества "Корякрыба" к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Камчатской области о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания N 30-1-07/258 от 14.08.2007.
Резолютивная часть постановления от 24 января 2008 года. Полный текст постановления изготовлен 31 января 2008 года.
Общество с ограниченной ответственностью "Корякрыба" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Камчатской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Камчатской области (далее - территориальное управление) N 30-1-07/258 от 14.08.2007, которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 05.10.2007 заявленные требования удовлетворены. Судебный акт мотивирован тем, что в действиях общества отсутствует состав вменяемого административного правонарушения, так как справка о подтверждающих документах, связанных с проведением валютных операций, не относится к формам учета и отчетности. Следовательно, ответственность за непредставление в установленный срок такой справки не образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ.
В апелляционном порядке дело не рассматривалось.
Не согласившись с принятым решением, территориальное управление обратилось с кассационной жалобой, в которой просит вышеназванное решение отменить как вынесенное с нарушением норм материального права. Заявитель жалобы считает, что поскольку общество представило в уполномоченный банк справку о подтверждающих документах по валютной операции с нарушением установленного срока, в связи с чем не исполнило обязанность по соблюдению порядка и срока представления форм учета и отчетности по валютным операциям, то в его действиях имеется состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена вышеназванной нормой.
Кроме этого, заявитель жалобы просит также учесть Указание Центрального банка Российской Федерации от 10.12.2007 N 1950-У "О формах учета по валютным операциям, осуществляемым резидентами, за исключением кредитных организаций и валютных бирж" (далее - Указание ЦБ РФ N 1950-У), в соответствии с которым справка о подтверждающих документах является формой учета по валютным операциям для резидентов, представляемой в уполномоченный банк в порядке и в сроки, установленные Положением Банка России от 01.06.2004 N 258-П "О порядке представления резидентами уполномоченными банками подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций" (далее - Положение ЦБ РФ N 258-П).
Ходатайством от 14.01.2008 управление просит рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие своего представителя.
Общество в отзыве на кассационную жалобу с доводами жалобы не согласно, считает принятое решение законным и обоснованным и просит оставить его без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения; извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, участие в судебном заседании не принимало.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы и отзыв на нее, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, территориальное управление провело проверку соблюдения обществом требований валютного законодательства, в ходе которой было установлено, что общество представило в уполномоченный банк справки о подтверждающих документах с нарушением порядка и сроков, установленных Положением ЦБ РФ N 258-П.
Данный факт зафиксирован в протоколе об административном правонарушении N 30-01-07/258 от 27.07.2007, на основании которого и иных материалов дела территориальное управление 14.08.2007 приняло постановление о назначении административного наказания N 30-1-07/258, которым общество признано виновным с совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере четырехсот минимальных размеров оплаты труда, что составляет 40000 руб.
Не согласившись с постановлением территориального управления, общество обратилось в арбитражный суд, который на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств установил фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, и правомерно удовлетворил заявленные требования. При этом суд исходил из следующего.
Из материалов проверки общества территориальным управлением установлено, что общество во исполнение внешнеэкономического контракта осуществило вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации по временным грузовым таможенным декларациям N 10705030/230606/0001478 и N 10705030/030706/0001551 с последующим оформлением полных грузовых таможенных деклараций, в которых были проставлены штампы о фактическом вывозе товаров: в первом случае дата указана - 01.07.2006, во втором - 03.07.2006.
В октябре 2006 года по этим отгрузкам общество представило в уполномоченный банк справки о подтверждающих документах, указав в них даты оформления полных грузовых таможенных деклараций, соответственно 14.09.2006 и 26.09.2006.
В соответствии с требованиями части 2 статьи 24 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-Ф3 "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон о валютном регулировании) резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции обязаны представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, которые предусмотрены статьей 23 настоящего Федерального закона, в том числе подтверждающие факт передачи товаров (выполнения работ, оказания услуг).
Вместе с тем частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям.
В соответствии с нормами Закона о валютном регулировании различаются институты "учет и отчетность по валютным операциям" и "документы и информация, связанные с проведением валютных операций".
Согласно пункту 2 части 3 статьи 23 названного выше Закона Банк России устанавливает порядок представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам, как агентам валютного контроля, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций.
Указанный порядок установлен Банком России Инструкцией Банка России от 15.06.2004 N 117-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок" (далее - Инструкция N 117-И) и Положением ЦБ РФ N 258-П.
К документам и информации, связанным с проведением валютных операций, указанным в части 4 статьи 23 Закона о валютном регулировании, отнесена справка о валютной операции (пункт 10 части 4 статьи 23), которая абзацем вторым пункта 1.2 Инструкции N 117-И названа документом, подтверждающим совершение валютной операции.
К документам и информации указанного вида относятся справка о подтверждающих документах, справка о расчетах через счета за рубежом, справка о поступлении валюты Российской Федерации.
Согласно части 4 статьи 5 Закона о валютном регулировании, единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления также устанавливаются Банком России.
В настоящее время в отношении резидентов, не являющихся уполномоченными банками, а также нерезидентов формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления Банком России не установлены.
Поскольку нормативными актами Банка России такие документы, как справка о подтверждающих документах, не отнесены к категории документов, являющихся формами учета и отчетности по валютным операциям, то правовые основания для квалификации административным органом действий общества по части 6 статьи 15.25 КоАП РФ отсутствуют.
Не принимается во внимание довод заявителя жалобы о применении для урегулирования спорных правоотношений указания ЦБ РФ N 1950-У, так как данный нормативный акт вступил в законную силу 27.01.2008 и обратной силы не имеет. Следовательно, он не распространяется на спорные правоотношения, которые возникли в октябре 2006 года.
Таким образом, арбитражный суд правильно применил нормы материального права и удовлетворил заявленные обществом требования о признании обжалуемого постановления территориального управления о назначении ему административного наказания незаконным и отмене и у суда кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для отмены решения суда и удовлетворения жалобы территориального управления.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 05.10.2007 по делу N А24-4597/2007-05 Арбитражного суда Камчатской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно части 4 статьи 5 Закона о валютном регулировании, единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления также устанавливаются Банком России.
В настоящее время в отношении резидентов, не являющихся уполномоченными банками, а также нерезидентов формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления Банком России не установлены.
Поскольку нормативными актами Банка России такие документы, как справка о подтверждающих документах, не отнесены к категории документов, являющихся формами учета и отчетности по валютным операциям, то правовые основания для квалификации административным органом действий общества по части 6 статьи 15.25 КоАП РФ отсутствуют.
Не принимается во внимание довод заявителя жалобы о применении для урегулирования спорных правоотношений указания ЦБ РФ N 1950-У, так как данный нормативный акт вступил в законную силу 27.01.2008 и обратной силы не имеет. Следовательно, он не распространяется на спорные правоотношения, которые возникли в октябре 2006 года."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 31 января 2008 г. N Ф03-А24/07-2/6359
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании