Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 31 января 2008 г. N Ф03-А24/07-2/6364
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Камчатском крае на решение от 05.10.2007 по делу N А24-4599/2007-05 Арбитражного суда Камчатской области, по заявлению закрытого акционерного общества "Корякрыба" к территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Камчатской области о признании незаконным и отмене постановления от 14.08.2007 N 30-1-07/259.
Резолютивная часть постановления от 24 января 2008 года. Полный текст постановления изготовлен 31 января 2008 года.
Закрытое акционерное общество "Корякрыба" (далее - акционерное общество, ЗАО "Корякрыба") обратилось в Арбитражный суд Камчатской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Камчатской области (в настоящее время - в соответствии с приказом о переименовании от 14.11.2007 N 77 в теруправление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Камчатском крае, далее - территориальное управление) от 14.08.2007 N 30-1-07/259 о назначении административного наказания, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 05.10.2007 заявленные требования удовлетворены на том основании, что справка о подтверждающих документах не является формой учета и отчетности по валютным операциям, поэтому ее представление ЗАО "Корякрыба" в уполномоченный банк с нарушением установленного законодательством о валютном регулировании срока, не образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, в связи с чем привлечение акционерного общества к административной ответственности по данной норме права является незаконным.
В апелляционном порядке дело не рассматривалось.
Не согласившись с принятым судебным решением, территориальное управление подало кассационную жалобу, в которой просит его отменить в связи с неправильным, по мнению заявителя жалобы, применением судом норм материального права. Заявитель жалобы считает, что поскольку акционерное общество представило в уполномоченный банк справку о подтверждающих документах по валютной операции с нарушением установленного срока, в связи с чем не исполнило обязанность по соблюдению порядка и срока представления форм учета и отчетности по валютным операциям, то в его действиях имеется состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ.
Кроме этого, заявитель жалобы просит учесть Указание Центрального банка Российской Федерации от 10.12.2007 N 1950-У "О формах учета по валютным операциям, осуществляемым резидентами, за исключением кредитных организаций и валютных бирж" (далее - Указание ЦБ РФ N 1950-У), в соответствии с которым справка о подтверждающих документах является формой учета по валютным операциям для резидентов, представляемой в уполномоченный банк в порядке и в сроки, установленные Положением Банка России от 01.06.2004 N 258-П "О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций" (далее - Положение ЦБ РФ N 258-П).
Акционерное общество отзыв на кассационную жалобу не представило и участие своего представителя в судебном заседании кассационной инстанции не обеспечило, также как и теруправление, хотя они надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения жалобы.
Теруправление письмом от 14.01.2008 N 38-01-05/18 заявило ходатайство о рассмотрении жалобы без участия своего представителя.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, территориальное управление провело проверку соблюдения акционерным обществом требований валютного законодательства, в ходе которой было установлено, что 25.01.2006 между ЗАО "Корякрыба" и корейской компанией "Marine Tramp International Co LTL" (нерезидент) заключен контракт купли-продажи рыбопродукции N KR-01/2006, в соответствии с которым в адрес нерезидента в августе 2006 года осуществлена отгрузка рыбопродукции. 12.10.2006 акционерное общество представило в уполномоченный банк документы, подтверждающие факт отгрузки рыбопродукции по названному контракту, - грузовые таможенные декларации и справку о подтверждающих документах, как полагает территориальное управление, с нарушением срока, установленного пунктом 2.4 Положения ЦБ РФ N 258-П, так как справку следовало представить не позднее 15.09.2006, фактически она представлена 12.10.2006.
По данному факту территориальным управлением составлен протокол об административном правонарушении от 27.07.2007 N 30-01-07/259, по результатам рассмотрения которого и иных материалов дела об административном правонарушении вынесено постановление от 14.08.2007 N 30-1-07/259 о признании ЗАО "Корякрыба" виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, и назначении ему административного наказания в виде наложения административного штрафа в размере четырехсот минимальных размеров оплаты труда, что составляет 40000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением территориального управления, акционерное общество оспорило его в судебном порядке.
Арбитражный суд, удовлетворяя заявленные акционерным обществом требования, правомерно исходил из следующего.
В соответствии с требованиями статьи 24 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон о валютном регулировании) резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, которые предусмотрены статьей 23 названного Закона, в том числе подтверждающие факт передачи товаров (выполнения работ, оказания услуг).
Вместе с тем частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям.
Из оспариваемого постановления следует, что акционерное общество привлечено к административной ответственности на несвоевременное представление в уполномоченный банк справки о подтверждающих документах.
В соответствии с нормами Закона о валютном регулировании различаются институты "учет и отчетность по валютным операциям" и "документы и информация, связанные с проведением валютных операций".
Согласно пункту 2 части 3 статьи 23 названного выше Закона, Банк России устанавливает порядок представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам, как агентам валютного контроля, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций.
Указанный порядок установлен Банком России Инструкцией Банка России от 15.06.2004 N 117-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок" (далее - Инструкция N 117-И) и Положением ЦБ РФ N 258-П.
К документам и информации, связанным с проведением валютных операций, указанным в части 4 статьи 23 Закона о валютном регулировании, отнесена справка о валютной операции (пункт 10 части 4 статьи 23), которая абзацем вторым пункта 1.2 Инструкции N 117-И названа документом, подтверждающим совершение валютной операции.
К документам и информации указанного вида относятся справка о подтверждающих документах, справка о расчетах через счета за рубежом, справка о поступлении валюты Российской Федерации.
Согласно части 4 статьи 5 Закона о валютном регулировании, единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления также устанавливаются Банком России.
В настоящее время в отношении резидентов, не являющихся уполномоченными банками, а также нерезидентов формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления Банком России не установлены.
Поскольку нормативными актами Банка России такие документы, как справка о подтверждающих документах, не отнесены к категории документов, являющихся формами учета и отчетности по валютным операциям, то правовые основания для квалификации административным органом действий акционерного общества по части 6 статьи 15.25 КоАП РФ отсутствуют.
Не принимается во внимание довод заявителя жалобы о применении для урегулирования спорных правоотношений Указания ЦБ РФ N 1950-У, так как данный нормативный акт вступил в законную силу 27.01.2008 и обратной силы не имеет. Следовательно, он не распространяется на спорные правоотношения, которые возникли в 2006 году.
Таким образом, суд правильно применил нормы материального права и удовлетворил заявленные акционерным обществом требования о признании оспариваемого постановления территориального управления о назначении ему административного наказания незаконным и отмене, в связи с чем у суда кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения жалобы.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 05.10.2007 Арбитражного суда Камчатской области по делу N А24-4599/2007-05 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно части 4 статьи 5 Закона о валютном регулировании, единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления также устанавливаются Банком России.
В настоящее время в отношении резидентов, не являющихся уполномоченными банками, а также нерезидентов формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления Банком России не установлены.
Поскольку нормативными актами Банка России такие документы, как справка о подтверждающих документах, не отнесены к категории документов, являющихся формами учета и отчетности по валютным операциям, то правовые основания для квалификации административным органом действий акционерного общества по части 6 статьи 15.25 КоАП РФ отсутствуют.
Не принимается во внимание довод заявителя жалобы о применении для урегулирования спорных правоотношений Указания ЦБ РФ N 1950-У, так как данный нормативный акт вступил в законную силу 27.01.2008 и обратной силы не имеет. Следовательно, он не распространяется на спорные правоотношения, которые возникли в 2006 году."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 31 января 2008 г. N Ф03-А24/07-2/6364
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании