Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от Департамента по тарифам Приморского края: Дубинин Н.А. - начальник отдела, доверенность от 02.11.2007 N 69/3190; Капорова О.В. - заместитель директора, доверенность от 02.11.2007 N 69/3187, от администрации Хасанского городского поселения: Степанов И.В. - глава Хасанского городского поселения, Ануфриева Е.К. - представитель, доверенность от 14.01.2008 б/н, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу администрации Хасанского городского поселения Хасанского муниципального района Приморского края на решение от 31.10.2007 по делу N А51-8854/07 29-316 Арбитражного суда Приморского края, по заявлению Региональной энергетической комиссии Приморского края к администрации Хасанского городского поселения Хасанского муниципального района Приморского края, третьи лица: общество с ограниченной ответственностью "Гранит", Краевое государственное унитарное предприятие "Примтеплоэнерго", о признании недействующим постановления администрации Хасанского городского поселения от 26.01.2007 N 1/3.
Резолютивная часть постановления объявлена 21 января 2008 года. Полный текст постановления изготовлен 28 января 2008 года.
Региональная энергетическая комиссия Приморского края (ныне - Департамент по тарифам Приморского края) (далее - Департамент) обратилась в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании недействующим постановления администрации Хасанского городского поселения Хасанского муниципального района Приморского края от 26.01.2007 N 1/3 "Об установлении тарифов на услуги системы водоснабжения и водоотведения для потребителей п. Хасан. Установление размера платы за водоснабжение и водоотведение для населения п. Хасан." (далее - постановление N 1/3).
Заявление мотивировано тем, что указанное постановление не соответствует подпункту 7 пункта 2 статьи 5 ФЗ от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Федеральный закон N 210) в связи с превышением при установлении тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения для потребителей Хасанского городского поселения предельного индекса максимально возможного изменения тарифов, утвержденного постановлением администрации Приморского края от 13.11.2006 N 244-па.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены: общество с ограниченной ответственностью "Гранит" и Краевое государственное унитарное предприятие "Примтеплоэнерго".
Решением от 31.10.2007 заявление удовлетворено. Постановление N 1/3 признано несоответствующим Федеральному закону N 210.
В кассационной жалобе администрация Хасанского городского поселения Хасанского муниципального района Приморского края (далее - администрация) просит решение от 31.10.2007 отменить как принятое с неправильным применением норм материального права и направить дело на новое рассмотрение в ином составе суда.
В обоснование жалобы заявитель привел доводы о том, что оспариваемое постановление принято администрацией в пределах компетенции в соответствии с Федеральным законом N 210. Кроме того, указал на то, что постановление администрации Приморского края от 13.11.2006 N 244-па, утвердившее предельные индексы максимально возможного изменения тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, не распространяется на муниципальное образование - Хасанское городское поселение, поскольку указанные индексы установлены в среднем для Хасанского муниципального района Приморского края.
В отзыве на кассационную жалобу Департамент выразил несогласие с приведенными в ней доводами и просил в удовлетворении жалобы отказать. При этом указал на то, что предельные индексы, установленные постановлением администрации Приморского края от 13.11.2006 N 244-па, распространяются в целом на муниципальное образование Хасанский район, в состав которого входит и Хасанское городское поселение.
В судебном заседании кассационной инстанции представители администрации поддержали доводы, приведенные в кассационной жалобе, и настаивали на ее удовлетворении. Кроме того, указали на то, что постановление губернатора Приморского края от 08.08.2003 N 234 "О внесении изменений и дополнений в постановление губернатора края от 27.01.2003 N 16 "Об утверждении тарифов на услуги систем водоснабжения и водоотведения (канализации)" (далее - постановление губернатора Приморского края N 234), на которое сослался суд в решении, признано утратившим силу постановлением губернатора Приморского края от 15.09.2005 N 164-па.
Представители Департамента указали на то, что установленные ранее указанным постановлением губернатора тарифы на услуги водоснабжения и водоотведения для населения и прочих потребителей по Хасанскому муниципальному району фактически действовали в 2006 году и применялись ООО "Гранит", оказывающим данные услуги.
В порядке статьи 163 АПК РФ в судебном заседании объявлялся перерыв до 16 часов 00 минут 21.01.2008, о чем участвующие в деле лица извещались под роспись, а также путем публичного объявления (размещения на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет и на доске объявлений в здании арбитражного суда).
Проверив законность обжалуемого судебного акта, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа не усматривает оснований, предусмотренных ст. 288 АПК РФ, для его отмены.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 26.01.2007 администрацией Хасанского поселения Хасанского муниципального района Приморского края принято постановление N 1/3, которым установлены тарифы на услуги систем водоснабжения и водоотведения, оказываемые потребителям поселка Хасан, а также размер платы за водоснабжение и водоотведение для населения поселка Хасан. Указанное постановление опубликовано в Вестнике Хасана N 2(7) 21.02.2007 и вступило в силу с 01.03.2007.
Полагая, что постановление N 1/3 не соответствует требованиям Федерального закона N 210, а также в связи с неисполнением администрацией предписания, выданного ей на основании ст. 17 указанного Федерального закона, Региональная энергетическая комиссия Приморского края обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с подп. 7 п. 2 ст. 5 Федерального закона N 210 органы местного самоуправления осуществляют полномочия по установлению тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным органом регулирования субъекта Российской Федерации для соответствующего муниципального образования.
Установлено, что постановлением администрации Приморского края от 13.11.2006 N 244-па "Об утверждении предельных индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, предельных индексов изменения размера платы граждан за жилое помещение и предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги на 2007 год" по Хасанскому муниципальному району утвержден предельный индекс максимально возможного изменения тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса на 2007 год в размере 107,5%.
Судом установлено также, что до принятия оспариваемого постановления на территории Хасанского муниципального района действовали и применялись тарифы на услуги систем водоснабжения и водоотведения, установленные ранее постановлением губернатора Приморского края N 234, в том числе для населения: водоснабжение - 7,10 руб. за 1 куб.м. (без НДС), водоотведение - 3,34 руб. за 1 куб.м (без НДС); для прочих потребителей: водоснабжение - 10,60 руб. за 1 куб.м (без НДС), водоотведение - 12,88 руб. за 1 куб.м (без НДС).
Исследовав представленные доказательства в соответствии с требованиями ст. 71 АПК РФ, суд установил, что в связи с принятием постановления N 1/3 фактический индекс тарифов на коммунальные услуги для потребителей п. Хасан по отношению к тарифам, действовавшим в 2006 году, превысил предельный индекс 107,5%, установленный постановлением администрации Приморского края от 13.11.2006 N 244-па.
При таких обстоятельствах суд сделал правильный вывод о том, что оспариваемое постановление не соответствует подп. 7 п. 2 ст. 5 Федерального закона N 210, указанному выше постановлению администрации Приморского края, нарушает права и законные интересы потребителей Хасанского городского поселения. При этом суд обоснованно признал его недействующим полностью в связи с установлением тарифов, подлежащих применению при расчете платы населением за водоснабжение и водоотведение, с нарушением требований закона.
Довод заявителя жалобы о нераспространении на Хасанское городское поселение действия постановления администрации Приморского края от 13.11.2006 N 244-па, установившего предельные индексы максимально возможного изменения тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса для Хасанского муниципального района, несостоятелен, так как согласно Уставу Хасанского муниципального района Хасанское городское поселение входит в состав Хасанского муниципального района, на которое в целом распространяется постановление администрации Приморского края.
Подлежат отклонению и доводы заявителя жалобы о необоснованной ссылке суда на тарифы на услуги систем водоснабжения и водоотведения, установленные ранее постановлением губернатора Приморского края от 08.08.2003 N 234 впоследствии утратившим силу, поскольку судом установлено, что данные тарифы действовали и применялись в 2006 году на территории Хасанского муниципального района ООО "Гранит", оказывающего данные услуги с 01.09.2005. Указанные обстоятельства подтверждаются имеющимися в деле договором от 01.09.2005 на техническое обслуживание муниципального жилищного фонда Хасанского городского поселения и обеспечение коммунальными услугами его населения, счетом-фактурой от 22.08.2006 N 86, выставленным ООО "Гранит" за оказанные услуги.
Кроме того, в соответствии с п. 20 ст. 2 Федерального закона N 210 при установлении предельных индексов максимально возможного изменения тарифов учитываются тарифы, действовавшие на конец финансового года.
Доказательства действия и применения на территории Хасанского муниципального района иных тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения в материалах дела отсутствуют и заявителем кассационной жалобы не представлены.
С учетом изложенного оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены решения от 31.10.2007 не имеется.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ госпошлина по кассационной жалобе, в уплате которой предоставлялась отсрочка, подлежит отнесению на заявителя кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 110, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 31.10.2007 по делу N А51-8854/07 29-316 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с администрации Хасанского городского поселения Хасанского муниципального района Приморского края в доход федерального бюджета государственную пошлину по кассационной жалобе в сумме 1000 руб.
Арбитражному суду Приморского края выдать исполнительный лист.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Довод заявителя жалобы о нераспространении на Хасанское городское поселение действия постановления администрации Приморского края от 13.11.2006 N 244-па, установившего предельные индексы максимально возможного изменения тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса для Хасанского муниципального района, несостоятелен, так как согласно Уставу Хасанского муниципального района Хасанское городское поселение входит в состав Хасанского муниципального района, на которое в целом распространяется постановление администрации Приморского края.
Подлежат отклонению и доводы заявителя жалобы о необоснованной ссылке суда на тарифы на услуги систем водоснабжения и водоотведения, установленные ранее постановлением губернатора Приморского края от 08.08.2003 N 234 впоследствии утратившим силу, поскольку судом установлено, что данные тарифы действовали и применялись в 2006 году на территории Хасанского муниципального района ООО "Гранит", оказывающего данные услуги с 01.09.2005. Указанные обстоятельства подтверждаются имеющимися в деле договором от 01.09.2005 на техническое обслуживание муниципального жилищного фонда Хасанского городского поселения и обеспечение коммунальными услугами его населения, счетом-фактурой от 22.08.2006 N 86, выставленным ООО "Гранит" за оказанные услуги.
Кроме того, в соответствии с п. 20 ст. 2 Федерального закона N 210 при установлении предельных индексов максимально возможного изменения тарифов учитываются тарифы, действовавшие на конец финансового года."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 28 января 2008 г. N Ф03-А51/07-1/6143 "Удовлетворяя требования заявителя, суд установил, что в связи с принятием оспариваемого нормативного акта фактический индекс тарифов на коммунальные услуги для потребителей п. Хасан по отношению к тарифам, действовавшим в 2006 г., превысил предельный индекс, установленный постановлением администрации Приморского края, что противоречит положениям Федерального закона "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса"
Текст Постановления опубликован в журнале "Экономическое правосудие на Дальнем Востоке России", сентябрь-октябрь 2008, N 5
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании