Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 29 января 2008 г. N Ф03-А73/07-1/6216
(извлечение)
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 10 ноября 2008 г. N Ф03-4877/2008
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от администрации г. Хабаровска: М.А. Шальнева - консультант по доверенности от 12.12.2007 N 1.33-401, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу администрации г. Хабаровска на решение от 17.08.2007 Арбитражного суда Хабаровского края на постановление от 25.10.2007 Шестого арбитражного апелляционного суда по делу N А73-6211/2007-11, по заявлению администрации г. Хабаровска к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Хабаровскому краю о признании недействительным распоряжения.
Резолютивная часть постановления объявлена 22 января 2008 года. Полный текст постановления изготовлен 29 января 2008 года.
Администрация г. Хабаровска (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании недействительным распоряжения Территориального управления Росимущества (далее - Территориальное управление) от 26.03.2007 N 454 "О безвозмездной передаче имущества, составляющего казну Российской Федерации, в собственность муниципального образования "Городской округ "город Хабаровск".
Решением от 17.08.2007, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 25.10.2007, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с названными судебными актами, Администрация обратилась с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, заявленные требования удовлетворить.
В обоснование своей правовой позиции заявитель кассационной жалобы указал, что при принятии оспариваемого распоряжения Территориальное управление в нарушение постановления Правительства РФ от 13.06.2006 N 374 не представило определенный пакет документов. В нарушение статьи 35 Земельного кодекса РФ, статьи 273 ГК РФ в распоряжении не указано о передаче муниципальному образованию земельных участков, необходимых для использования передаваемых объектов недвижимости.
Не согласен с выводом суда об отсутствии у Территориального управления полномочий по распоряжению земельными участками, находящихся в федеральной собственности. Считает, что оспариваемым распоряжением его права нарушены, поскольку на него возложено бремя содержания переданного жилого фонда. Ссылается на разъяснения Министерства регионального развития РФ от 20.12.2006 N 14316-Рм/07, о том, что учет многоквартирного дома, помещения которые принадлежат двум и более различным собственникам, в реестре муниципального государственного имущества следует считать неправомерным.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании представитель Администрации поддержал доводы кассационной жалобы, представитель Территориального управления высказал возражения относительно этих доводов.
Проверив законность обжалуемых судебных актов с учетом доводов кассационной жалобы, выступлений в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа не усматривает оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, для их отмены.
Как следует из материалов дела, 26.03.2007 Территориальным управлением принято распоряжение N 454 "О безвозмездной передаче имущества, составляющего казну Российской Федерации, в собственность муниципального образования "Городской округ "город Хабаровск", в соответствии с которым предписано передать имущество в муниципальную собственность, согласно приложению к настоящему распоряжению.
Из приложения к указанному распоряжению следует, что подлежат передаче в муниципальную собственность 18 жилых домов и инженерная трасса, расположенные в г. Хабаровске.
Считая, что данное распоряжение принято в нарушение пункта 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ, статьи 552 ГК РФ, статьи 35 Земельного кодекса РФ, постановления Правительства РФ от 13.06.2006 N 374, Администрация обратилась в Арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно приложению N 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" жилой фонд и объекты инженерной инфраструктуры отнесены к муниципальной собственности.
В соответствии с частью 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ решение о передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность принимается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества. Органы государственной власти, осуществляющие передачу имущества, обязаны передать, а органы местного самоуправления, осуществляющие принятие имущества, обязаны принять передаваемое имущество на основании указанных в настоящей части решений в соответствии с передаточным актом.
Таким образом, в силу названного закона передача Территориальным управлением Администрации объектов жилищного фонда и объектов инфраструктуры и принятие таких объектов Администрацией является обязанностью указанных государственных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления.
Доводы кассационной жалобы о том, что при издании оспариваемого распоряжения Территориальное управление нарушило требования Постановления Правительства РФ от 13.06.2006 N 374 и статьи 35 Земельного кодекса РФ, кассационным судом отклоняются в связи со следующим.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 11 постановления Пленума ВАС РФ от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" сделки, воля сторон, по которым направлена на отчуждение здания, строения, сооружения без соответствующего земельного участка, если земельный участок и расположенные на нем объекты принадлежат на праве собственности одному лицу, являются ничтожными.
Из оспариваемого распоряжения не следует, что воля Территориального управления направлена на отчуждение зданий, без земельных участков, занятых этими зданиями и необходимых для их использования.
Кроме того, в силу пункта 3 статьи 3 ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ" в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности городских округов относятся земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности муниципального образования.
Таким образом, право собственности муниципального образования на земельные участки, занятые передаваемыми зданиями, возникает в силу Закона.
Также, как правильно указано судом апелляционной инстанции, из оспариваемого распоряжения не усматривается воля Территориального управления о передаче имущества без правоустанавливающих документов.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что суд принял решение без учета разъяснений, изложенных в письме Министерства регионального развития РФ от 20.12.2006 N 14316-Рм/07 отклоняется судом кассационной инстанции, так как он был предметом исследования суда апелляционной инстанции и ему дана надлежащая правовая оценка.
При изложенных обстоятельствах основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 17.08.2007 Арбитражного суда Хабаровского края, постановление от 25.10.2007 Шестого арбитражного апелляционного суда по делу N А73-6211/2007-21 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 11 постановления Пленума ВАС РФ от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" сделки, воля сторон, по которым направлена на отчуждение здания, строения, сооружения без соответствующего земельного участка, если земельный участок и расположенные на нем объекты принадлежат на праве собственности одному лицу, являются ничтожными.
Из оспариваемого распоряжения не следует, что воля Территориального управления направлена на отчуждение зданий, без земельных участков, занятых этими зданиями и необходимых для их использования.
Кроме того, в силу пункта 3 статьи 3 ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ" в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности городских округов относятся земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности муниципального образования.
...
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что суд принял решение без учета разъяснений, изложенных в письме Министерства регионального развития РФ от 20.12.2006 N 14316-Рм/07 отклоняется судом кассационной инстанции, так как он был предметом исследования суда апелляционной инстанции и ему дана надлежащая правовая оценка."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 29 января 2008 г. N Ф03-А73/07-1/6216
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании