Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 10 ноября 2008 г. N Ф03-4877/2008
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от заявителя: С.В. Безлепкина, представитель по доверенности от 20.04.2007 N 1.33-202, от ответчика: В.В. Бегун, представитель по доверенности от 28.07.2008 N 24юр/146/10505.1-08, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу администрации города Хабаровска на определение от 26.06.2008, на постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 26.08.2008 по делу N А73-6211/2007-21 Арбитражного суда Хабаровского края, по заявлению администрации города Хабаровска к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Хабаровскому краю о признании недействительным распоряжения.
Резолютивная часть постановления объявлена 05 ноября 2008 года. Полный текст постановления изготовлен 10 ноября 2008 года.
Администрация города Хабаровска (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании недействительным распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Хабаровскому краю (далее - ТУ ФАУФИ по Хабаровскому краю) от 26.03.2007 N 454 "О безвозмездной передаче имущества, составляющего казну Российской Федерации, в собственность муниципального образования "Городской округ "Город Хабаровск".
Решением от 17.08.2007, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 25.10.2007, в удовлетворении заявленного требования отказано в полном объеме. Судебные акты мотивированы тем, что оспариваемое распоряжение не противоречит нормам действующего законодательства, регулирующим порядок передачи имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность, и не нарушает права и законные интересы заявителя.
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 29.01.2008, решение от 17.08.2007 и постановление апелляционного суда от 25.10.2007, оставлены без изменения.
29.05.2008 Администрация обратилась с заявлением о пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам решения от 17.08.2007. В качестве основания пересмотра судебного акта заявитель приводит Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 04.12.2007 N 828-О-П, которым установлено, что порядок безвозмездной передачи имущества, предусмотренный Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ, предполагает необходимость учета волеизъявления органов местного самоуправления на такую передачу, согласованные действия между органами местного самоуправления и соответствующими органами государственной власти Российской Федерации и не может рассматриваться как позволяющий принимать решения о передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную в одностороннем порядке, игнорируя волеизъявление органов местного самоуправления и объективную необходимость такой передачи для осуществления органами местного самоуправления своих полномочий.
Определением от 26.06.2008, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 26.08.2008 Администрации отказано в удовлетворении заявления о пересмотре решения от 17.08.2007 по вновь открывшимся обстоятельствам. Судебные акты мотивированы тем, что обязанность Администрации принять в муниципальную собственность объекты жилого фонда, поименованные в приложении к оспариваемому распоряжению, должна быть исполнена в силу прямого указания закона и носит безусловный характер, а также тем, что заявитель - Администрация города Хабаровска в Конституционный Суд Российской Федерации с соответствующим запросом не обращался, вследствие чего, отсутствуют фактические обстоятельства, указанные в пункте 6 статьи 311 АПК РФ в качестве основания для пересмотра судебного акта по вновь открывшимся обстоятельствам.
Не согласившись с названными судебными актами, Администрация обратилась с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, рассмотреть заявление по существу.
В обоснование свой правовой позиции заявитель жалобы сослался на Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 04.12.2007 N 828-О-П, которым установлено, что порядок безвозмездной передачи имущества, предусмотренный Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ, предполагает необходимость учета волеизъявления органов местного самоуправления на такую передачу, согласованные действия между органами местного самоуправления и соответствующими органами государственной власти Российской Федерации и не может рассматриваться, как позволяющий принимать решения о передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную в одностороннем порядке, игнорируя волеизъявление органов местного самоуправления и объективную необходимость такой передачи для органов местного самоуправления своих полномочий.
Указывает, что акты Конституционного Суда Российской Федерации, разъясняющие конституционный смысл той или иной нормы закона, являются общеобязательными и исключают любое иное их толкование в правоприменительной практике. На основании вышеизложенного, заявитель полагает, что его заявление о пересмотре судебного акта по вновь открывшимся обстоятельствам подлежит удовлетворению.
В отзыве на кассационную жалобу ТУ ФАУФИ по Хабаровскому краю не согласилось с доводами жалобы, считая судебные акты законными и обоснованными.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель Администрации поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, дав по ним пояснения, представитель ТУ ФАУФИ по Хабаровскому краю возражал относительно этих доводов.
Проверив законность обжалуемых судебных актов с учетом доводов кассационной жалобы, отзыва на нее, выступлений в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа не усматривает оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, для их отмены.
Как следует из материалов дела, предметом настоящего заявления является законность распоряжения ТУ ФАУФИ по Хабаровскому краю от 26.03.2007 N 454 "О безвозмездной передаче имущества, составляющего казну Российской Федерации, в собственность муниципального образования "Городской округ "Город Хабаровск", в соответствии с которым предписано передать имущество в муниципальную собственность, согласно приложению к настоящему распоряжению.
Из приложения к указанному распоряжению следует, что подлежат передаче в муниципальную собственность 18 жилых домов и инженерная трасса, расположенные в городе Хабаровске.
Данным распоряжением муниципальному образованию "Городской округ "Город Хабаровск" дано указание представить на утверждение ТУ ФАУФИ по Хабаровскому краю подписанный акт приема-передачи изложенного в приложении к распоряжению от 26.03.2007 N 454 имущества в течение трех недель с момента издания вышеуказанного распоряжения.
Согласно пункту 5 распоряжения в случае, если в установленный срок акт приема-передачи не подписан и не представлен в установленный срок муниципальным образованием "Городской округ "Город Хабаровск" в Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Хабаровскому краю, данный акт утверждается ТУ ФАУФИ по Хабаровскому краю в одностороннем порядке.
Не согласившись с вышеуказанным распоряжением, Администрация обратилась с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Рассматривая настоящий спор и отказывая в удовлетворении заявления, арбитражный суд исходил из того, что оспариваемый ненормативный правовой акт издан ответчиком в пределах его компетенции и не противоречит действующему законодательству. Кроме того, передаваемое по спорному распоряжению имущество (жилищный фонд и объекты его инфраструктуры) согласно приложению N 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 включены в перечень объектов, относящихся к муниципальной собственности, и это имущество подлежало безвозмездной передаче в муниципальную собственность согласно части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Как предусмотрено пунктом 6 статьи 311 АПК РФ, на который ссылается Администрация, основанием пересмотра судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам является признание Конституционным Судом Российской Федерации не соответствующим Конституции Российской Федерации закона, примененного арбитражным судом в конкретном деле, в связи с принятием решения по которому заявитель обращался в Конституционный Суд Российской Федерации.
Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 04.12.2007 N 828-О-П какие-либо положения Федерального закона N 122-ФЗ не признаны неконституционными. В данном определении Конституционный Суд подтвердил свою позицию, изложенную ранее в Постановлении от 30.06.2006 N 8-П, применительно к порядку передачи федерального имущества в собственность муниципальных образований.
Кроме того, Администрация не обращалась в Конституционный Суд Российской Федерации с соответствующим запросом.
Таким образом, арбитражный суд обеих инстанций правомерно отказал в удовлетворении заявления, вследствие отсутствия фактических обстоятельств, предусмотренных пунктом 6 статьи 311 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 286-290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
определение от 26.06.2008, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 26.08.2008 по делу N А73-6211/2007-21 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 10 ноября 2008 г. N Ф03-4877/2008
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании