Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 31 января 2008 г. N Ф03-А24/07-2/6358
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Камчатской области на решение от 05.10.2007 по делу N А24-4598/07-05 Арбитражного суда Камчатской области, по заявлению закрытого акционерного общества "Корякрыба" к территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Камчатской области о признании незаконным и отмене постановления от 14.08.2007 N 30-1-07/260.
Резолютивная часть постановления от 24 января 2008 года. Полный текст постановления изготовлен 31 января 2008 года.
Закрытое акционерное общество "Корякрыба" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Камчатской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Камчатской области (далее - территориальное управление) от 14.08.2007 N 30-1-07/260 по делу об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 05.10.2007 требования общества удовлетворены на том основании, что справка о подтверждающих документах не является формой учета и отчетности по валютным операциям, поэтому ее представление в уполномоченный банк с нарушением установленного законодательством о валютном регулировании срока не образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, поэтому привлечение общества к административной ответственности является незаконным.
В апелляционном порядке законность решения суда не проверялась.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, территориальное управление подало кассационную жалобу, в которой просит его отменить в связи с допущенными нарушениями судом норм материального права. В частности, заявитель жалобы считает, что поскольку общество представило в уполномоченный банк справку о подтверждающих документах с нарушением установленного срока, то оно не исполнило обязанности по соблюдению порядка и срока представления форм учета и отчетности по валютным операциям, в связи с чем правомерно привлечено к административной ответственности по вышеуказанной норме права.
Кроме этого, заявитель жалобы просит также учесть Указание Центрального банка Российской Федерации от 10.12.2007 N 1950-У "О формах учета по валютным операциям, осуществляемым резидентами, за исключением кредитных организаций и валютных бирж" (далее - Указание ЦБ РФ N 1950-У), в соответствии с которым справка о подтверждающих документах является формой учета по валютным операциям для резидентов, представляемой в уполномоченный банк в порядке и в сроки, установленные Положением Банка России от 01.06.2004 N 258-П "О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций" (далее - Положение ЦБ РФ N 258-П).
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, участия в судебном разбирательстве не принимали. Территориальное управление заявило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, проверив в порядке и пределах статей 284, 286 АПК РФ правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого решения и удовлетворения жалобы.
Как следует из установленных судом обстоятельств дела, общество во исполнение внешнеэкономического контракта осуществило вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации по временным грузовым таможенным декларациям N 10705030/010906/0002188, N 10705030/130906/0002308 и N 10705030/220906/0002390 с последующим оформлением полных грузовых таможенных деклараций, в которых были проставлены штампы о фактическом вывозе товаров: в первом случае дата указана - 02.09.2006, во втором - 17.09.2006 и в третьем - 28.09.2006.
В декабре 2006 года по этим отгрузкам общество представило в Уполномоченный банк справки о подтверждающих документах, указав в них даты оформления полных грузовых таможенных деклараций, 27.11.2006, 28.11.2006, 08.12.2006
Территориальное управление составило протокол об административном правонарушении N 30-01-07/260 от 27.07.2007, в котором отразило факт несвоевременного представления в уполномоченный банк справок о подтверждающих документах с нарушением установленного Положением ЦБ РФ N 258-П срока представления, считая, что они должны были быть представлены не позднее 15.10.2006.
Постановлением о назначении административного наказания N 30-1-07/260 от 14.08.2007 общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере четырехсот минимальных размеров оплаты труда, что составляет 40000 рублей.
Не согласившись с постановлением территориального управления, общество оспорило его в арбитражном суде, который на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств установил фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, и правомерно удовлетворил заявленные требования. При этом суд исходил из следующего.
В соответствии с требованиями статьи 24 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон о валютном регулировании) резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, которые предусмотрены статьей 23 названного Закона, в том числе подтверждающие факт передачи товаров (выполнения работ, оказания услуг).
Вместе с тем частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям.
Основанием для привлечения общества к административной ответственности явилось несвоевременное, по мнению территориального управления, представление в уполномоченный банк справок о подтверждающих документах.
В соответствии с нормами Закона о валютном регулировании различаются институты "учет и отчетность по валютным операциям" и "документы и информация, связанные с проведением валютных операций".
Согласно пункту 2 части 3 статьи 23 названного выше Закона, Банк России устанавливает порядок представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам, как агентам валютного контроля, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций.
Указанный порядок установлен Инструкцией Банка России от 15.06.2004 N 117-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок" (далее - Инструкция N 117-И) и Положением ЦБ РФ N 258-П.
К документам и информации, связанным с проведением валютных операций, указанным в части 4 статьи 23 Закона о валютном регулировании, отнесена справка о валютной операции (пункт 10 части 4 статьи 23), которая абзацем вторым пункта 1.2 Инструкции N 117-И названа документом, подтверждающим совершение валютной операции.
К документам и информации указанного вида относятся справка о подтверждающих документах, справка о расчетах через счета за рубежом, справка" о поступлении валюты Российской Федерации.
Согласно части 4 статьи 5 Закона о валютном регулировании, единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления также устанавливаются Банком России.
В настоящее время в отношении резидентов, не являющихся уполномоченными банками, а также нерезидентов формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления Банком России не установлены.
Поскольку нормативными актами Банка России такие документы, как справка о подтверждающих документах, не отнесены к категории документов, являющихся формами учета и отчетности по валютным операциям, то правовые основания для квалификации административным органом действий общества по части 6 статьи 15.25 КоАП РФ отсутствуют.
Не принимается во внимание довод заявителя жалобы о применении для урегулирования спорных правоотношений Указания ЦБ РФ N 1950-У, так как данный нормативный акт вступил в законную силу 27.01.2008 и обратной силы не имеет. Следовательно, он не распространяется на спорные правоотношения, которые возникли в сентябре 2006 года.
Таким образом, суд первой инстанции правильно применил нормы материального права и удовлетворил заявленные обществом требования о признании обжалуемого постановления территориального управления о назначении ему административного наказания незаконным и отмене, и у суда кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для отмены решения суда и удовлетворения жалобы территориального управления.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 05.10.2007 Арбитражного суда Камчатской области по делу N А24-4598/2007-05 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно части 4 статьи 5 Закона о валютном регулировании, единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления также устанавливаются Банком России.
В настоящее время в отношении резидентов, не являющихся уполномоченными банками, а также нерезидентов формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления Банком России не установлены.
Поскольку нормативными актами Банка России такие документы, как справка о подтверждающих документах, не отнесены к категории документов, являющихся формами учета и отчетности по валютным операциям, то правовые основания для квалификации административным органом действий общества по части 6 статьи 15.25 КоАП РФ отсутствуют.
Не принимается во внимание довод заявителя жалобы о применении для урегулирования спорных правоотношений Указания ЦБ РФ N 1950-У, так как данный нормативный акт вступил в законную силу 27.01.2008 и обратной силы не имеет. Следовательно, он не распространяется на спорные правоотношения, которые возникли в сентябре 2006 года."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 31 января 2008 г. N Ф03-А24/07-2/6358
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании