Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 6 февраля 2008 г. N Ф03-А24/07-2/6411
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от ООО "Алые паруса": Сторожук М.И. - представитель по доверенности от 12.04.2007 б/н, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Камчатской области на постановление от 22.10.2007 по делу N А24-1950/07-12 Арбитражного суда Камчатской области, по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Алые паруса" к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Камчатской области о признании незаконным и отмене постановления N 30-1-07/133 от 23.05.2007 по делу об административном правонарушении.
Резолютивная часть постановления объявлена 30 января 2008 года. Полный текст постановления изготовлен 6 февраля 2008 года.
Общество с ограниченной ответственностью "Алые Паруса" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Камчатской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Камчатской области (далее - территориальное управление) от 23.05.2007 N 30-1-07/133 по делу об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 10.09.2007 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что справка о подтверждающих документах представлена обществом в ООО Коммерческий банк "Камчатка" (далее - банк) с пропуском установленного законодательством о валютном регулировании срока.
Постановлением апелляционной инстанции от 22.10.2007 решение суда первой инстанции отменено и обжалуемое постановление органа валютного контроля признано незаконным и отменено на том основании, что справка о подтверждающих документах не является формой учета и отчетности по валютным операциям, поэтому ее представление в уполномоченный банк с нарушением установленного законодательством о валютном регулировании срока не образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, поэтому привлечение общества к административной ответственности является незаконным.
Не согласившись с принятым постановлением апелляционной инстанции, территориальное управление подало кассационную жалобу, в которой просит его отменить в связи с допущенными нарушениями судом норм материального права. В частности, заявитель жалобы считает, что поскольку общество представило в уполномоченный банк справку о подтверждающих документах с нарушением установленного срока, то оно не исполнило обязанности по соблюдению порядка и срока представления форм учета и отчетности по валютным операциям, в связи с чем правомерно привлечено к административной ответственности по вышеуказанной норме права.
Территориальное управление, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, участия в судебном заседании не принимало.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, проверив в порядке и пределах статей 284, 286 АПК РФ правильность применения апелляционной инстанцией норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого постановления и удовлетворения жалобы.
Как следует из установленных судом обстоятельств дела, территориальное управление провело проверку соблюдения обществом требований валютного законодательства, в ходе которой установлено, что последнее представило в уполномоченный банк справку о подтверждающих документах с нарушением установленного Положением ЦБ РФ N 258-П срока представления на 268 дней.
Данный факт зафиксирован в протоколе об административном правонарушении N 30-01-07/133 от 23.04.2007, на основании которого и иных материалов дела административный орган 23.05.2007 принял постановление о назначении административного наказания N 30-1-07/133, которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере четырехсот минимальных размеров оплаты труда, что составляет 40000 рублей.
Не согласившись с постановлением территориального управления, общество оспорило его в судебном порядке, апелляционная инстанция которого на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств установила фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, и правомерно удовлетворила заявленные требования. При этом суд исходил из следующего.
Из материалов проверки общества территориальным управлением установлено, что общество - резидент и компания - нерезидент "Nipporos Corporation" (Япония) 28.06.2006 заключили чартер Дженкон N 35, на основании которого в уполномоченном банке открыт паспорт сделки N 07040005/2966/0000/3/0. Справка о подтверждающих документах, оформленная на инвойс представлена обществом в уполномоченный банк 10.04.2007.
В соответствии с требованиями статьи 24 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон о валютном регулировании) резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, которые предусмотрены статьей 23 названного Закона, в том числе подтверждающие факт передачи товаров (выполнения работ, оказания услуг).
Вместе с тем частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям.
В соответствии с нормами Закона о валютном регулировании различаются институты "учет и отчетность по валютным операциям" и "документы и информация, связанные с проведением валютных операций".
Согласно пункту 2 части 3 статьи 23 названного выше Закона, Банк России устанавливает порядок представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам, как агентам валютного контроля, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций.
Указанный порядок установлен Инструкцией Банка России от 15.06.2004 N 117-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок" (далее - Инструкция N 117-И) и Положением ЦБ РФ N 258-П.
К документам и информации, связанным с проведением валютных операций, указанным в части 4 статьи 23 Закона о валютном регулировании, отнесена справка о валютной операции (пункт 10 части 4 статьи 23), которая абзацем вторым пункта 1.2 Инструкции N 117-И названа документом, подтверждающим совершение валютной операции.
К документам и информации указанного вида относятся справка о подтверждающих документах, справка о расчетах через счета за рубежом, справка о поступлении валюты Российской Федерации.
Согласно части 4 статьи 5 Закона о валютном регулировании, единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления также устанавливаются Банком России.
В настоящее время в отношении резидентов, не являющихся уполномоченными банками, а также нерезидентов формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления Банком России не установлены.
Поскольку нормативными актами Банка России такие документы, как справка о подтверждающих документах, не отнесены к категории документов, являющихся формами учета и отчетности по валютным операциям, то правовые основания для квалификации административным органом действий общества по части 6 статьи 15.25 КоАП РФ отсутствуют.
Таким образом, апелляционная инстанция правильно применила нормы материального права и удовлетворила заявленные обществом требования о признании обжалуемого постановления территориального управления о назначении ему административного наказания незаконным и отмене и у суда кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для отмены постановления апелляционной инстанции и удовлетворения жалобы территориального управления.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
постановление апелляционной инстанции от 22.10.2007 Арбитражного суда Камчатской области по делу N А24-1950/07-12 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"К документам и информации, связанным с проведением валютных операций, указанным в части 4 статьи 23 Закона о валютном регулировании, отнесена справка о валютной операции (пункт 10 части 4 статьи 23), которая абзацем вторым пункта 1.2 Инструкции N 117-И названа документом, подтверждающим совершение валютной операции.
...
Согласно части 4 статьи 5 Закона о валютном регулировании, единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления также устанавливаются Банком России.
В настоящее время в отношении резидентов, не являющихся уполномоченными банками, а также нерезидентов формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления Банком России не установлены.
Поскольку нормативными актами Банка России такие документы, как справка о подтверждающих документах, не отнесены к категории документов, являющихся формами учета и отчетности по валютным операциям, то правовые основания для квалификации административным органом действий общества по части 6 статьи 15.25 КоАП РФ отсутствуют."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 6 февраля 2008 г. N Ф03-А24/07-2/6411
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании