Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 12 февраля 2008 г. N Ф03-А73/08-1/101
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от ОАО "РЖД" - И.В. Алейников, юрисконсульт, доверенность от 07.11.2007 N 617, от администрации г. Хабаровска - М.В. Коваленко, начальник отдела, доверенность от 24.12.2007 N 1.33-420, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу администрации г. Хабаровска на решение от 15.08.2007 Арбитражного суда Хабаровского края, постановление от 30.10.2007 Шестого арбитражного апелляционного суда по делу N А73-2322/2007-17, по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги" к администрации г. Хабаровска о понуждении к принятию объектов в муниципальную собственность, третье лицо: Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Хабаровскому краю.
Резолютивная часть постановления объявлена 05.02.2008. Полный текст постановления изготовлен 12.02.2008.
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД", общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к администрации г. Хабаровска (далее - Администрации) о понуждении Администрации принять в муниципальную собственность объекты коммунально-бытового назначения, не вошедшие в уставный капитал ОАО "РЖД": сооружения насосных станций, расположенные в г. Хабаровске по ул. Калараша, 34; ул. Дикопольцева-Войкова, 6; ул. Уборевича, 70 (с учетом уточнения исковых требований в порядке ст. 49 АПК РФ).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца привлечено Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Хабаровскому краю (далее - ТУ ФАУФИ по Хабаровскому краю).
Решением суда от 15.08.2007 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 30.10.2007 решение суда от 15.08.2007 в части обязания Администрации принять в муниципальную собственность сооружение насосной станции, расположенное в г. Хабаровске по ул. Уборевича, 70, отменено, в удовлетворении заявленного требования в этой части отказано. В остальном решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Администрация просит отменить указанные судебные акты, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование жалобы заявитель ссылается на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, на неправильное применение арбитражным судом норм материального права, а именно: на применение закона, неподлежащего применению - Постановления Правительства РФ от 07.03.1995 N 235 "О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов РФ и муниципальную собственность" (далее - Постановление Правительства РФ от 07.03.1995 N 235). Указывает также на неприменение закона, подлежащего применению - Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Ссылается на отсутствие доказательств нахождения насосной станции по адресу: г. Хабаровск, ул. Дикопольцева-Войкова, 6; в реестре федерального имущества, в связи с чем спорный объект не мог передаваться в муниципальную собственность. Указывает также на отсутствие в правовых актах органов государственной власти Российской Федерации и органов исполнительной власти Российской Федерации прямого указания о передаче объектов коммунально-бытового назначения федеральной собственности в муниципальную собственность. Ссылается на необходимость передачи вместе со спорным имуществом и средств для их финансирования и содержания.
Отзывы на кассационную жалобу не поступили.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель Администрации поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, дав по ним пояснения.
Представитель ОАО "РЖД" выразил несогласие с доводами жалобы, считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными.
ТУ ФАУФИ по Хабаровскому краю, надлежащим образом извещенное о месте и времени судебного разбирательства, явку своих представителей в судебное заседание кассационной инстанции не обеспечило.
Проверив законность обжалуемых судебных актов с учетом доводов кассационной жалобы и возражений на нее, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа не усматривает оснований для отмены постановления Шестого арбитражного апелляционного суда от 30.10.2007, предусмотренных в статье 288 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, Постановлением Правительства РФ от 18.09.2003 N 585 учреждено открытое акционерное общество "Российские железные дороги".
Пунктом 7 указанного Постановления Минимуществу РФ совместно с Министерством путей сообщения РФ и Минфином РФ поручено утвердить перечень объектов, не подлежащих приватизации в составе имущества федерального железнодорожного транспорта, и принять решение о дальнейшем использовании таких объектов, в том числе осуществить передачу в установленном порядке объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, не подлежащих приватизации в составе имущества федерального железнодорожного транспорта, в собственность субъектов РФ или муниципальную собственность.
Во исполнение данного Постановления указанные министерства издали совместное Распоряжение от 08.04.2004 N 1499-р/110а/Т-92р, утвердившее данный перечень.
Приложением N 1 к этому Распоряжению установлен перечень объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, передаваемого в муниципальную собственность г. Хабаровска, в который вошло спорное имущество.
Руководствуясь Постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 N 235, совместным Распоряжением Минимущества РФ, Минфина РФ, МПС РФ от 08.04.2004 N 1499-р/110а/Т-92р, Хабаровская дистанция гражданских сооружений - филиал ОАО "РЖД" обратилась к Администрации с заявлением о принятии в муниципальную собственность спорных объектов.
Бездействие Администрации по приему спорных объектов в муниципальную собственность послужило основанием для обращения ОАО "РЖД" в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя требования ОАО "РЖД", арбитражный суд исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 объекты государственной собственности, указанные в приложении 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).
Согласно пункту 4 части 1 приложения 3 к Постановлению от 27.12.1991 N 3020-1 насосные станции отнесены к объектам муниципальной собственности как объекты инженерной инфраструктуры, т.е. являются объектами муниципальной собственности непосредственно в силу прямого указания закона.
Кроме того, в соответствии с пунктом 2 Положения о порядке передачи объектов социально-культурного и коммунального бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 N 235 (далее - Положение), передаче в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность подлежат объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности, находящиеся в ведении предприятий, не включаемые в состав приватизируемого имущества предприятий согласно пункту 1 Указа Президента Российской Федерации от 10 января 1993 г. N 8 "Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий", в том числе: сооружения и сети водопровода и канализации, котельные, тепловые сети, электрические сети, объекты благоустройства, другие сооружения и коммуникации инженерной инфраструктуры (за исключением находящихся на территории предприятий).
Согласно пункту 5 названного Положения органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, в государственную (муниципальную) собственность которых передаются объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности, совместно с администрациями предприятий в месячный срок с момента принятия соответствующего решения о передаче указанных объектов оформляют необходимую техническую документацию.
В соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 07.03.1995 N 235 утверждение плана приватизации предприятия является решением о передаче названных объектов в муниципальную собственность.
При таких обстоятельствах арбитражный суд первой и апелляционной инстанций, установив, что обязанность Администрации по принятию в муниципальную собственность спорных объектов возникла в силу прямого указания закона, обоснованно пришел к выводу об обязании Администрации принять спорные объекты в муниципальную собственность.
При этом апелляционная инстанции арбитражного суда отменила решение суда первой инстанции в части, касающейся насосной станции, расположенной по адресу: г. Хабаровск, ул. Уборевича, 70, в связи с тем, что данный объект включен в реестр муниципальной собственности и закреплен на праве хозяйственного ведения за МУП г. Хабаровска "Тепловые сети" распоряжением Департамента муниципальной собственности г. Хабаровска от 08.12.2005 N 513.
Выводы суда сделаны с правильным применением норм материального права, с учетом положений статьи 71 АПК РФ, на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, которые переоценке, к чему фактически сводятся доводы кассационной жалобы, в кассационной инстанции не подлежат.
Довод заявителя жалобы о том, что арбитражным судом неправильно применены нормы материального права, судом кассационной инстанции отклоняется в связи со следующим.
Обязанность принять спорные объекты в муниципальную собственность возникла у Администрации с момента утверждения плана приватизации ОАО "РЖД" в 2003 году, в связи с чем к данным правоотношениям подлежат применению нормы, содержащиеся в Постановлении Правительства РФ от 07.03.1995 N 235 и в Постановлении Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1.
Довод заявителя жалобы об отсутствии в правовых актах органов государственной власти Российской Федерации и органов исполнительной власти Российской Федерации прямого указания о передаче объектов коммунально-бытового назначения федеральной собственности в муниципальную собственность является необоснованным, поскольку данная передача предусмотрена Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1.
В этой связи также не принимается во внимание довод жалобы о том, что в отношении спорных объектов недвижимости отсутствует решение собственника об их передаче в муниципальную собственность.
Довод заявителя жалобы о необходимости передачи в муниципальную собственность вместе со спорными объектами также средств для финансирования содержания и эксплуатации указанных объектов, в т.ч. капитального ремонта, судом кассационной инстанции отклоняется, поскольку закон не ставит в зависимость от наличия указанных обстоятельств обязанность органов местного самоуправления принять на содержание объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, находящиеся в ведении предприятий, не включенные в состав их приватизируемого имущества.
Довод жалобы об отсутствии доказательств нахождения сооружения насосной станции по адресу: г. Хабаровск, ул. Дикопольцева-Войкова, 6; в федеральной собственности является необоснованным, поскольку данный объект указан в приложении N 1 к совместному Распоряжению от 08.04.2004 N 1499-р/110а/Т-92р, подписанному Министерством имущественных отношений Российской Федерации, осуществлявшим полномочия собственника федерального имущества в указанный период.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, кассационной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах основания для отмены постановления Шестого арбитражного апелляционного суда от 30.10.2007 и удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
постановление от 30.10.2007 Шестого арбитражного апелляционного суда по делу N А73-2322/2007-17 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 5 названного Положения органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, в государственную (муниципальную) собственность которых передаются объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности, совместно с администрациями предприятий в месячный срок с момента принятия соответствующего решения о передаче указанных объектов оформляют необходимую техническую документацию.
В соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 07.03.1995 N 235 утверждение плана приватизации предприятия является решением о передаче названных объектов в муниципальную собственность.
...
Обязанность принять спорные объекты в муниципальную собственность возникла у Администрации с момента утверждения плана приватизации ОАО "РЖД" в 2003 году, в связи с чем к данным правоотношениям подлежат применению нормы, содержащиеся в Постановлении Правительства РФ от 07.03.1995 N 235 и в Постановлении Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1.
Довод заявителя жалобы об отсутствии в правовых актах органов государственной власти Российской Федерации и органов исполнительной власти Российской Федерации прямого указания о передаче объектов коммунально-бытового назначения федеральной собственности в муниципальную собственность является необоснованным, поскольку данная передача предусмотрена Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 12 февраля 2008 г. N Ф03-А73/08-1/101
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании