Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 5 февраля 2008 г. N Ф03-А51/07-1/5905
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной регистрационной службы по Приморскому краю на решение от 26.07.2007, с учетом дополнительного решения от 24.09.2007, постановление от 09.10.2007 по делу N А51-5803/2007 1-242 Арбитражного суда Приморского края, по заявлению администрации г. Владивостока о признании незаконным отказа Управления Федеральной регистрационной службы по Приморскому краю в государственной регистрации права муниципальной собственности на земельные участки.
Резолютивная часть постановления от 29 января 2008 года. Полный текст постановления изготовлен 05 февраля 2008 года.
Администрация г. Владивостока (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным отказа Управления Федеральной регистрационной службы по Приморскому краю (далее регистрирующий орган) от 23.03.2007 N 01/008/2007-92 в государственной регистрации права муниципальной собственности на земельный участок площадью 3775 кв.м, расположенный по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Магнитогорской, 5; и об обязании регистрирующего органа осуществить государственную регистрацию права муниципальной собственности на данный земельный участок.
Определением суда от 10.07.2007 в порядке пункта 2 статьи 130 АПК РФ в одно производство объединены дела с аналогичным предметом спора, в рамках которых оспариваются отказы регистрирующего органа:
- отказ от 04.04.2007 N 01/008/2007-115, касающийся земельного участка площадью 1514 кв.м, расположенного по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Энгельса, 11;
- отказ от 19.03.2007 N 01/010/2007-96, касающийся земельного участка площадью 875 кв.м, расположенного по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Кирова, 101;
- отказ от 30.03.2007 N 01/012/2007-160, касающийся земельного участка площадью 1228 кв.м, расположенного по адресу: г. Владивосток, в районе ул. 2-й Восточной, 20;
- отказ от 23.03.2007 N 01/008/2007-85, касающийся земельного участка площадью 7495 кв.м, расположенного по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Малиновой, 50.
Решением суда от 26.07.2007 отказы регистрирующего органа в государственной регистрации права муниципальной собственности на спорные земельные участки признаны незаконными как несоответствующие Федеральному закону от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о госрегистрации прав) и Федеральному закону от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре".
Дополнительным решением от 24.09.2007, принятым по заявлению Администрации, суд дополнил резолютивную часть решения от 26.07.2007 словами об обязании регистрирующего органа произвести государственную регистрацию права муниципальной собственности на земельные участки, расположенные по адресам: г. Владивосток, в районе ул. Малиновой, 50 и в районе ул. 2-й Восточной, 20. В остальной части требований отказано, поскольку на момент принятия дополнительного решения право муниципальной собственности на земельные участки, расположенные по ул. Кирова, 101; Энгельса, 11 и Магнитогорской, 5; зарегистрировано.
Постановлением апелляционной инстанции от 09.10.2007 решение суда от 26.07.2007, с учетом дополнительного решения от 24.09.2007, оставлено без изменения.
В кассационной жалобе регистрирующий орган просит отменить указанные судебные акты и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование жалобы заявитель ссылается на неправильное применение арбитражным судом норм материального права, а именно: неправильное истолкование Закона о госрегистрации прав и Федерального закона "О государственном земельном кадастре". По мнению заявителя, арбитражный суд, делая вывод о том, что ссылка в кадастровом плане на необходимость уточнения площади земельного участка не препятствует проведению государственной регистрации прав на земельный участок, не учел, что кадастровые планы с отметкой об ориентировочной площади были выданы на вновь сформированные земельные участки, а не на ранее учтенные.
Отзывы на кассационную жалобу не поступили.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного заседания, явку своих представителей в судебное заседание кассационной инстанции не обеспечили.
Проверив законность обжалуемых судебных актов с учетом доводов кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа не усматривает оснований для их отмены, предусмотренных статьей 288 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, на основании постановления главы администрации г. Владивостока от 05.09.2006 N 2109 создано муниципальное учреждение "Комплексное развитие земель в городе Владивостоке" (далее - Учреждение), о чем 04.10.2006 в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись.
Постановлениями администрации г. Владивостока от 09.01.2007 NN 135, 74, 80, 425, 95 Учреждению из земель поселений на праве постоянного (бессрочного) пользования под площадки для отдыха жителей города предоставлены спорные земельные участки.
Администрация обратилась в регистрирующий орган за регистрацией права муниципальной собственности на земельные участки.
Государственная регистрация приостанавливалась сроком на один месяц в связи с непредставлением Администрацией кадастровых планов земельных участков.
Впоследствии кадастровые планы земельных участков представлены в регистрирующий орган, но в государственной регистрации права муниципальной собственности на них отказано на основании абзацев 4, 10 пункта 1 статьи 20 Закона о госрегистрации прав в связи с наличием в кадастровых планах особых отметок о том, что площади участков являются ориентировочными, подлежащими уточнению при межевании и при предоставлении на участках необходимо установить имеющиеся ограничения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Администрации в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Закона о госрегистрации прав документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 30.06.2006 N 404 "Об утверждении перечня документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю" правоустанавливающим документом для государственной регистрации права собственности на земельный участок является, в том числе, кадастровый план земельного участка.
В силу пункта 4 статьи 18 Закона о госрегистрации прав кадастровый план земельного участка должен быть удостоверен органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра.
При этом идентификация земельного участка в Едином государственном реестре прав осуществляется по кадастровому номеру, который присваивается ему органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра (пункт 3 статьи 12 Закона о госрегистрации прав).
В данном случае, отказывая в государственной регистрации права муниципальной собственности на спорные земельные участки, регистрирующий орган сослался на то, что кадастровые планы содержат сведения о том, что площадь земельных участков ориентировочная, подлежит уточнению при межевании и при предоставлении на участки необходимо установить имеющиеся ограничения.
Вместе с тем, как правильно указано арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, указание в кадастровом плане ориентировочной площади земельного участка предусмотрено пунктом 8 Порядка ведения государственного реестра земель кадастрового района и Правилами оформления кадастрового плана земельного участка (ГЗК-1-Т.О-04-01-01).
Кадастровый план земельного участка, является выпиской из Государственного земельного кадастра, подтверждающий существование объекта недвижимости. Индивидуализация участка проводится по кадастровому плану и местоположению (адресу). Таким образом, ссылка в кадастровом плане на необходимость уточнения площади участка не препятствует приобретению и государственной регистрации прав на участок. При этом площадь указывается по кадастровому плану.
Кроме того, возможность уточнения в ЕГРП данных о площади земельного участка и местоположении его границ без повторной регистрации на основании сведений, представленных органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра, при наличии согласия правообладателя такого объекта недвижимого имущества, предусмотрена пунктом 4 статьи 18 Закона о госрегистрации прав.
С учетом изложенного, арбитражный суд, установив, что на государственную регистрацию были представлены все необходимые документы, соответствующие требованиям законодательства, пришел к обоснованному выводу о признании незаконным отказа регистрирующего органа в государственной регистрации права муниципальной собственности на спорные земельные участки как не соответствующего требованиям статьи 20 Закона о госрегистрации прав и положениям Федерального закона "О государственном земельном кадастре"
Выводы суда сделаны с правильным применением норм материального права на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств и переоценке, к чему фактически сводятся доводы кассационной жалобы, не подлежат в силу положений статьи 286 АПК РФ.
Довод жалобы о том, что кадастровые планы с отметкой об ориентировочной площади земельных участков могли быть выданы только на ранее учтенные земельные участки, а не вновь сформированные, обоснованный ссылкой на Закон о госрегистрации прав, Федеральный закон "О государственном земельном кадастре" и Правила оформления кадастрового плана земельного участка, судом кассационной инстанции отклоняется, так как данные нормы права таких положений не содержат.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, кассационной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 26.07.2007, с учетом дополнительного решения от 24.09.2007, постановление от 09.10.2007 по делу N А51-5803/2007 1-242 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Кадастровый план земельного участка, является выпиской из Государственного земельного кадастра, подтверждающий существование объекта недвижимости. Индивидуализация участка проводится по кадастровому плану и местоположению (адресу). Таким образом, ссылка в кадастровом плане на необходимость уточнения площади участка не препятствует приобретению и государственной регистрации прав на участок. При этом площадь указывается по кадастровому плану.
Кроме того, возможность уточнения в ЕГРП данных о площади земельного участка и местоположении его границ без повторной регистрации на основании сведений, представленных органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра, при наличии согласия правообладателя такого объекта недвижимого имущества, предусмотрена пунктом 4 статьи 18 Закона о госрегистрации прав.
С учетом изложенного, арбитражный суд, установив, что на государственную регистрацию были представлены все необходимые документы, соответствующие требованиям законодательства, пришел к обоснованному выводу о признании незаконным отказа регистрирующего органа в государственной регистрации права муниципальной собственности на спорные земельные участки как не соответствующего требованиям статьи 20 Закона о госрегистрации прав и положениям Федерального закона "О государственном земельном кадастре"
...
Довод жалобы о том, что кадастровые планы с отметкой об ориентировочной площади земельных участков могли быть выданы только на ранее учтенные земельные участки, а не вновь сформированные, обоснованный ссылкой на Закон о госрегистрации прав, Федеральный закон "О государственном земельном кадастре" и Правила оформления кадастрового плана земельного участка, судом кассационной инстанции отклоняется, так как данные нормы права таких положений не содержат."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 5 февраля 2008 г. N Ф03-А51/07-1/5905
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании