Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 5 февраля 2008 г. N Ф03-А04/07-1/6305
"Удовлетворяя заявленные требования, суд установил, что санитарки и
сестры-хозяйки, которым производились выплаты заработной платы за счет
средств, полученных по родовым сертификатам, относятся к лицам,
являющимся младшим медицинским персоналом, оказывающим простую
медицинскую помощь женщинам в период беременности, в период родов и
послеродовой период, в связи с чем суд, применив нормы материального права,
регулирующие спорные правоотношения, пришел к обоснованному выводу о
том, что оспариваемое представление в части нецелевого использования
учреждением денежных средств является незаконным и нарушающим права
ОГУЗ "Амурская областная клиническая больница"
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Амурской области на решение от 30.07.2007 Арбитражного суда Амурской области, постановление от 15.10.2007 Шестого арбитражного апелляционного суда по делу N А04-2825/07-25/268, по заявлению Областного государственного учреждения здравоохранения "Амурская областная клиническая больница" об оспаривании представления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Амурской области, заинтересованное лицо: Государственное учреждение Амурское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации.
Резолютивная часть постановления объявлена 29.01.2008. Полный текст постановления изготовлен 05.02.2008.
Областное государственное учреждение здравоохранения "Амурская областная клиническая больница" (далее - ОГУЗ "Амурская областная клиническая больница", учреждение, клиническая больница) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Амурской области (далее - управление) о признании незаконным и отмене представления N 23-04-17/628 от 26.04.2007 в части нецелевого использования средств, направленных на оплату труда санитаркам и сестрам-хозяйкам в сумме 743560 руб. 93 коп., в том числе в сумме 641525 руб. 14 коп. за период с февраля по декабрь 2006 года, в сумме 102035 руб. 79 коп. - за 1 квартал 2007 года (требования уточнены в порядке ст. 49 АПК РФ).
К участию в деле судом привлечено Государственное учреждение Амурское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации.
Решением от 30.07.2007 Арбитражного суда Амурской области, оставленным без изменения постановлением от 15.10.2007 Шестого арбитражного апелляционного суда, признано незаконным представление Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Амурской области от 26.04.2007 N 23-04-17/628 в части нецелевого использования средств в сумме 743560 руб. 93 коп. как не соответствующее постановлениям Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 N 852 "О порядке финансирования в 2006 году расходов, связанных с оплатой услуг государственным и муниципальным учреждениям здравоохранения по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности и (или) родов" и от 30.12.2006 N 869 "О порядке финансирования в 2007 году расходов, связанных с оплатой государственным и муниципальным учреждениям здравоохранения (а при их отсутствии - медицинским организациям, в которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке размещен государственный или муниципальный заказ) услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, в период родов и в послеродовой период, а также по диспансерному наблюдению ребенка в течение первого года жизни". В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.
Законность принятых по делу судебных актов проверяется судом кассационной инстанции по жалобе управления, в которой оно просит их отменить в связи с неправильным применением судом норм материального права, принять новое судебное решение об отказе в удовлетворении заявления.
В обоснование жалобы заявителем указано на то, что в силу пункта 10 Правил финансирования в 2006 году расходов, связанных с оплатой услуг государственным и муниципальным учреждениям здравоохранения по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности и (или) родов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 N 852, пункта 7 приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 19.01.2007 N 50, письма Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 20.04.2006 N 2007-ВС определен перечень медицинских работников (врач, медсестра), в соответствии с которым денежные средства расходуются на оплату труда медицинских сотрудников, непосредственно оказавших медицинскую помощь женщинам в период беременности, в период родов и в послеродовой период, поэтому эти средства не могут быть направлены на оплату труда иных работников.
Кроме того, судом оставлены без внимания доводы управления о том, что санитарки не имеют медицинского образования, уровень образования не подтвержден дипломом о медицинском образовании и сертификатом; а также, что выплаты в связи с оказанием медицинской помощи санитарками отделения новорожденных, отделения реанимации новорожденных, и санитарке-лаборантке, санитарке-передатчице, работавших в данных отделениях, фактически не могли оказывать непосредственную медицинскую помощь женщине в период родов.
Заявитель также считает, что представление не является ненормативным актом, оспаривание которого подведомственно арбитражному суду.
В отзыве ОГУЗ "Амурская областная клиническая больница", возражая относительно приведенных в жалобе доводов, просило состоявшиеся по делу судебные акты оставить без изменения, как законные и обоснованные, а жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, явку своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не обеспечили, при этом управление заявило ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие своего представителя.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, с учетом доводов кассационной жалобы и отзыва на нее, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа не установил предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для их отмены.
Из материалов дела следует, управлением проведена проверка учреждения по вопросу использования средств, выделенных из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования Фонду социального страхования Российской Федерации на оплату услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, в период родов и в послеродовой период, а также по диспансерному наблюдению ребенка в течение первого года жизни за период с 01.01.2006 по 31.03.2007.
В ходе проверки было установлено нецелевое использование средств государственного внебюджетного фонда на сумму 762427 руб. 15 коп., поскольку клиническая больница в течение 2006 года и первого квартала 2007 года производила начисление и выплату заработной платы за счет средств, полученных по родовым сертификатам при оказании медицинской помощи в период родов, работникам, непосредственно не оказывающим медицинскую помощь женщинам в период беременности и родов - санитаркам, сестрам-хозяйкам, гардеробщицам.
По результатам проверки управлением вынесено представление от 26.04.2007 N 23-04-17/628, которым учреждению предписано не допускать использование средств, поступивших от отделения Фонда социального страхования, на оплату медицинских услуг по нецелевому назначению; восстановить на расчетном счете клинической больницы денежные средства внебюджетного фонда, использованные по нецелевому назначению в сумме 762427 руб. 15 коп., которые в дальнейшем направить на соответствующие расходы 2007 года.
ОГУЗ "Амурская областная клиническая больница", считая указанное представление незаконным (не оспаривает в отношении гардеробщиц), обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд установил, что санитарки и сестры-хозяйки, которым производились выплаты заработной платы за счет средств, полученных по родовым сертификатам, относятся к лицам, являющимся младшим медицинским персоналом, оказывающим простую медицинскую помощь женщинам в период беременности, в период родов и послеродовой период.
В связи с чем суд, правильно применив нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемое представление в части нецелевого использования учреждением денежных средств в сумме 743560 руб. 93 коп. является незаконным и нарушающим права ОГУЗ "Амурская областная клиническая больница".
Довод заявителя о том, что только в отношении таких медицинских работников как врач и медсестра могут расходоваться денежные средства на оплату их труда, не принимается судом кассационной инстанции, поскольку это непосредственно не следует из приведенных им нормативных правовых актов. При этом письмо Минздравсоцразвития РФ от 20.04.2006 N 2007-ВС не было зарегистрировано и опубликовано в установленном законом порядке, поэтому правомерно не принято судом во внимание.
Ссылка заявителя на то, что представление не может быть признано ненормативным актом, оспаривание которого подведомственно арбитражному суду, является несостоятельной и обоснованно отклонена судом, так как данное представление является актом, облеченным в предусмотренную законом форму, вынесенным властным государственным органом, и возлагающим на учреждение, в рассматриваемом случае незаконно, обязанность по совершению определенных действий.
Судом кассационной инстанции не установлено неправильного применения норм материального и нарушений норм процессуального права, в том числе влекущих безусловную отмену принятых судебных актов, в связи с чем основания для их отмены и удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ государственная пошлина по кассационной жалобе, в уплате которой заявителю предоставлялась отсрочка, подлежит взысканию в доход федерального бюджета с Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Амурской области в сумме 1000 руб.
С учетом изложенного и руководствуясь статьями 286-289, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 30.07.2007 Арбитражного суда Амурской области, постановление от 13.10.2007 Шестого арбитражного апелляционного суда по делу N А04-2825/07-25/268 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Амурской области в доход федерального бюджета государственную пошлину по кассационной жалобе в сумме 1000 рублей.
Арбитражному суду Амурской области выдать исполнительный лист.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Решением от 30.07.2007 Арбитражного суда Амурской области, оставленным без изменения постановлением от 15.10.2007 Шестого арбитражного апелляционного суда, признано незаконным представление Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Амурской области от 26.04.2007 N 23-04-17/628 в части нецелевого использования средств в сумме 743560 руб. 93 коп. как не соответствующее постановлениям Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 N 852 "О порядке финансирования в 2006 году расходов, связанных с оплатой услуг государственным и муниципальным учреждениям здравоохранения по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности и (или) родов" и от 30.12.2006 N 869 "О порядке финансирования в 2007 году расходов, связанных с оплатой государственным и муниципальным учреждениям здравоохранения (а при их отсутствии - медицинским организациям, в которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке размещен государственный или муниципальный заказ) услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, в период родов и в послеродовой период, а также по диспансерному наблюдению ребенка в течение первого года жизни". В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.
...
В обоснование жалобы заявителем указано на то, что в силу пункта 10 Правил финансирования в 2006 году расходов, связанных с оплатой услуг государственным и муниципальным учреждениям здравоохранения по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности и (или) родов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 N 852, пункта 7 приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 19.01.2007 N 50, письма Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 20.04.2006 N 2007-ВС определен перечень медицинских работников (врач, медсестра), в соответствии с которым денежные средства расходуются на оплату труда медицинских сотрудников, непосредственно оказавших медицинскую помощь женщинам в период беременности, в период родов и в послеродовой период, поэтому эти средства не могут быть направлены на оплату труда иных работников."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 5 февраля 2007 г. N Ф03-А04/07-1/6305 "Удовлетворяя заявленные требования, суд установил, что санитарки и сестры-хозяйки, которым производились выплаты заработной платы за счет средств, полученных по родовым сертификатам, относятся к лицам, являющимся младшим медицинским персоналом, оказывающим простую медицинскую помощь женщинам в период беременности, в период родов и послеродовой период, в связи с чем суд, применив нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемое представление в части нецелевого использования учреждением денежных средств является незаконным и нарушающим права ОГУЗ "Амурская областная клиническая больница"
Текст Постановления опубликован в журнале "Экономическое правосудие на Дальнем Востоке России", июль-август 2008, N 4
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании