Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 16 января 2008 г. N Ф03-А04/07-1/5973
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от истца: Логунов Д.С., адвокат (ордер от 09.01.2008), рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Амурской области на решение от 16.10.2007 по делу N А04-2546/07-12/162 Арбитражного суда Амурской области, по иску общества с ограниченной ответственностью "Компания ДОММ" к Министерству финансов администрации Амурской области, Областному государственному учреждению здравоохранения "Амурский областной детский санаторий "Василек", третье лицо: Министерство здравоохранения администрации Амурской области, о взыскании 10862465 руб. 75 коп.
Резолютивная часть постановления объявлена 09 января 2008 года. Полный текст постановления изготовлен 16 января 2008 года.
Общество с ограниченной ответственностью "Компания ДОММ" обратилось в Арбитражный суд Амурской области с исковым заявлением к Финансовому департаменту администрации Амурской области о взыскании 10500000 рублей, составляющих задолженность по государственному контракту от 13.11.2006 N 1, заключенному с Областным государственным учреждением здравоохранения "Амурский областной детский санаторий "Василек" (далее - ОГУЗ "Амурский областной детский санаторий "Василек"), на выполнение подрядных работ по капитальному ремонту лечебного корпуса, 120821 руб. 91 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами в порядке ст. 395 ГК РФ за период с 01.01.2007 по 01.05.2007, а также процентов за пользование чужими денежными средствами начиная с 02.05.2007 по день фактической уплаты основного долга.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: ОГУЗ "Амурский областной детский санаторий "Василек", Департамент здравоохранения администрации Амурской области.
Определением от 27.08.2007 к участию в деле в качестве ответчика привлечено ОГУЗ "Амурский областной детский санаторий "Василек", а также произведена замена ответчика - Финансовый департамент администрации Амурской области на Министерство финансов Амурской области и третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Департамент здравоохранения администрации Амурской области на Министерство здравоохранения Амурской области.
Решением от 16.10.2007 исковые требования удовлетворены; суд взыскал с Амурской области в лице Министерства финансов Амурской области за счет средств казны Амурской области в пользу ООО "Компания ДОММ" основной долг в сумме 10500000 рублей, в удовлетворении исковых требований в части взыскания процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 120821 руб. 91 коп. отказал.
В апелляционном порядке законность решения суда не проверялась.
Не согласившись с принятым судебным актом Министерство финансов Амурской области обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение как принятое с неправильным применением норм материального и процессуального права отменить. По существу доводы заявителя сводятся к тому, что судом неправильно определен надлежащий ответчик по делу. По мнению Министерства финансов Амурской области, субсидиарным должником по настоящему спору является главный распорядитель средств областного бюджета - Министерство здравоохранения Амурской области.
Кроме того, заявитель считает, что в резолютивной части решения суду надлежало указать на взыскание суммы задолженности с учреждения (основного должника), а при недостаточности денежных средств учреждения - с собственника его имущества (субсидиарного должника).
В судебном заседании присутствовал представитель ООО "Компания ДОММ", поддержавший принятый по делу судебный акт.
Другие лица, участвующие в деле, явку своих представителей в заседание суда кассационной инстанции не обеспечили, при этом о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом.
Проверив законность обжалуемого судебного акта, с учетом доводов кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа считает, что решение от 16.10.2007 подлежит изменению.
Как следует из установленных арбитражным судом обстоятельств дела, 13.11.2006 между ОГУЗ "Амурский областной детский санаторий "Василек" (заказчик) и ООО "Компания ДОММ" (генподрядчик) заключен государственный контракт N 1, согласно условиям которого заказчик поручает, а генподрядчик принимает на себя обязательства разработать сметную документацию и выполнить работы по капитальному ремонту лечебного корпуса ОГУЗ "Амурский областной детский санаторий "Василек". Цена контракта составляет 15000000 рублей (п. 3.1 контракта). Оплата выполненных работ осуществляется в форме безналичного расчета путем перечисления денежных средств на расчетный счет генподрядчика по мере поступления финансирования из областного бюджета (п. 3.5 контракта). Срок действия контракта установлен с 13.11.2006 по 31.12.2006 (раздел 13 контракта).
Согласно представленному акту сверки взаимных расчетов по состоянию на 01.01.2007 истец выполнил работы на сумму 15000000 рублей. При этом заказчиком оплачено только 4500000 рублей, что подтверждается копией платежного поручения от 04.12.2006 N 453.
Неоплата оставшейся суммы задолженности в размере 10500000 рублей послужила основанием для обращения ООО "Компания ДОММ" в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Оценивая взаимоотношения, возникшие между сторонами, суд правильно квалифицировал их как регулируемые нормами о государственном контракте на выполнение подрядных работ для государственных нужд (параграф 5 главы 37 ГК РФ).
В соответствии со статьей 763 ГК РФ по государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
В ходе разрешения спора судом установлено, что истцом выполнены работы по ремонту лечебного корпуса ОГУЗ "Амурский областной детский диспансер "Василек". Согласно акту сверки взаимных расчетов по состоянию на 01.01.2007, подписанному сторонами, задолженность за выполненные работы со стороны заказчика составила 10500000 рублей; сторонами сумма задолженности не оспаривается.
Вместе с тем учитывая, что заказчиком представлены документы, свидетельствующие об отсутствии денежных средств у учреждения для погашения долга, суд, оценив имеющиеся доказательства, руководствуясь статьей 120 ГК РФ, возложил ответственность на собственника данного учреждения - Амурскую область в лице Министерства финансов Амурской области.
Согласно разъяснениям Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенным в постановлении Пленума от 22.06.2006 N 21 (далее - постановление Пленума ВАС РФ N 21), при определении надлежащего ответчика, несущего субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения, судам следует исходить из того, что согласно пункту 2 статьи 120 Кодекса такую ответственность несет собственник имущества учреждения, то есть Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование соответственно. Разрешая такие споры, судам необходимо иметь в виду, что на основании пункта 10 статьи 158 БК РФ в суде по искам, предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию по обязательствам созданных ими учреждений, выступает от имени указанных публично-правовых образований главный распорядитель средств соответствующего бюджета, который определяется по правилам пункта 1 указанной статьи БК РФ.
В этой связи довод заявителя кассационной жалобы о том, что ОГУЗ "Амурский областной детский санаторий "Василек" находится в ведомственном подчинении главного распорядителя средств областного бюджета - Министерства здравоохранения, который и является надлежащим ответчиком по делу, подлежит отклонению.
Согласно п. 3.1.19 Положения о Министерстве здравоохранения Амурской области, Министерство осуществляет функции главного распорядителя средств областного бюджета, предусмотренных на исполнение полномочий, возложенных на Министерство, однако полномочий на финансирование подведомственных ему учреждений в части ремонтных работ данным Положением не предусмотрено.
Кроме того, в силу пунктов 3.1.36, 3.1.47 Положения о Министерстве финансов Амурской области, утвержденного постановлением губернатора Амурской области от 03.08.2007 N 461, Министерство осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств областного бюджета; исполняет судебные акты по обращению взыскания на средства областного бюджета.
Уставом ОГУЗ "Амурский областной детский санаторий "Василек" предусмотрено, что собственником учреждения является Амурская область в связи с чем обоснован вывод суда о привлечении к субсидиарной ответственности субъекта Российской Федерации - Амурскую область в лице главного распорядителя бюджетных средств субъекта - Министерства финансов РФ.
Между тем суд кассационной инстанции считает ошибочным вывод суда первой инстанции об отказе в удовлетворении иска за счет основного должника в связи с чем решение от 16.10.2007 подлежит изменению.
Отказывая в иске к ОГУЗ "Амурский областной детский санаторий "Василек", суд сделал вывод о ненадлежащем финансировании учреждения и невозможности исполнения им обязательств по государственному контракту.
Однако, исходя из положений статей 120, 309, 399 ГК РФ отсутствие или недостаточность у должника-учреждения денежных средств не освобождает его как сторону по договору от исполнения принятых на себя обязательств и не может служить основанием для отказа в иске к этому лицу. Его неплатежеспособность учитывается лишь на стадии исполнительного производства, когда кредитор вправе выдвинуть соответствующее требование к субсидиарному должнику - собственнику имущества учреждения.
В соответствии с пунктом 4 постановления Пленума ВАС РФ N 21 при удовлетворении судом иска кредитора о взыскании задолженности учреждения, предъявленного одновременно к учреждению и субсидиарному должнику, в резолютивной части решения следует указать на взыскание суммы задолженности с учреждения (основного должника), а при недостаточности денежных средств учреждения - с собственника его имущества (субсидиарного должника).
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражным судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но судом неправильно применены нормы материального права, решение суда от 16.10.2007 подлежит изменению.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 16.10.2007 по делу N А04-2546/07-12/162 Арбитражного суда Амурской области в обжалуемой части изменить.
Взыскать с Областного государственного учреждения здравоохранения "Амурский областной детский санаторий "Василек" в пользу общества с ограниченной ответственностью "Компания ДОММ" основной долг в сумме 10500000 рублей, государственную пошлину по иску 62448 рублей 34 копеек.
При недостаточности денежных средств взыскание произвести с Амурской области в лице Министерства финансов Амурской области за счет казны.
В отношении ответчика Министерства финансов Амурской области в удовлетворении исковых требований отказать.
Взыскать с Областного государственного учреждения здравоохранения "Амурский областной детский санаторий "Василек" в пользу Министерства финансов Амурской области государственную пошлину по кассационной жалобе в сумме 1000 рублей.
Арбитражному суду Амурской области выдать исполнительные листы и произвести поворот исполнения в порядке ст.ст. 325, 326 АПК РФ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Отказывая в иске к ОГУЗ "Амурский областной детский санаторий "Василек", суд сделал вывод о ненадлежащем финансировании учреждения и невозможности исполнения им обязательств по государственному контракту.
Однако, исходя из положений статей 120, 309, 399 ГК РФ отсутствие или недостаточность у должника-учреждения денежных средств не освобождает его как сторону по договору от исполнения принятых на себя обязательств и не может служить основанием для отказа в иске к этому лицу. Его неплатежеспособность учитывается лишь на стадии исполнительного производства, когда кредитор вправе выдвинуть соответствующее требование к субсидиарному должнику - собственнику имущества учреждения.
В соответствии с пунктом 4 постановления Пленума ВАС РФ N 21 при удовлетворении судом иска кредитора о взыскании задолженности учреждения, предъявленного одновременно к учреждению и субсидиарному должнику, в резолютивной части решения следует указать на взыскание суммы задолженности с учреждения (основного должника), а при недостаточности денежных средств учреждения - с собственника его имущества (субсидиарного должника)."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 16 января 2008 г. N Ф03-А04/07-1/5973
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании